О месте психолога в учреждениях дополнительного образования

В последние годы учреждения дополнительного образования (УДО) получили возможность включать в свой штат психологов. При этом администрация, принимая на работу специалиста, не имеет точного представления, что от него можно ожидать, чем он может быть полезен. Кроме того, у руководства может существовать иллюзия, что психолог быстро и эффективно выявит и решит проблемы данного учреждения, даже те, которые объективно не относятся к его компетенции.

Нам кажется интересным рассмотреть, какова специфика работы психолога в таком учреждении, в чем заключается отличие его работы от работы школьного психолога или психолога в психолого-консультативной службе. Также мы рассмотрим трудности, возникающие у психолога в процессе поиска своего места в системе дополнительного образования.

Известно, что школьный психолог работает с детьми, педагогами и родителями. Формально сфера деятельности психолога в УДО та же. Но если в школу ребенок ходить обязан, его никто не спрашивает, хорошо ли ему там, нравится ли, то посещение тех или иных занятий в УДО абсолютно добровольно. Ребенок свободен в выборе кружка или секции, в большинстве случаев нет обязательного посещения. Дети приходят на занятия часто по социальным мотивам – им просто хорошо с ребятами в секции, нравится отношение педагога. Для многих детей важны их достижения. Понятно, что для ребенка, не слишком уютно чувствующего себя в школе, такая отдушина является поддерживающей и терапевтической. Психолог УДО может подсказать педагогу, как лучше найти подход к такому ребенку, т.е., следуя идее Э. Эриксона, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности данного ребенка. Это сделать проще, чем в школе, так как педагог УДО не обязан ставить отметки, он обладает бoльшими возможностями корректировки плана, программы занятий. Есть возможность фиксировать личные достижения каждого ребенка, исходя из его потенциала, не сравнивая с жесткими нормативными показателями.

Психолог пришел работать в Центр детского творчества. Он знакомится с коллективом, стилем общения, структурой отношений в данном учреждении, занимает в ней определенное место. То, какова будет позиция психолога и его функции, зависит в первую очередь от него самого. Одни организуют самостоятельную психологическую службу, предпочитая консультирование родителей и детей другим видам деятельности (Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001). При этом контакт с администрацией и педагогами носит официальный характер запроса от администрации, инициатива исходит главным образом от начальства учреждения, а психологи стремятся к сохранению своей обособленности.

Другие психологи, не найдя своего места, становятся объектом манипуляции администрации (психолог превращается в еще одного секретаря, методиста, сотрудника организационно-массового отдела и др.). Психолога активно задействуют в различных мероприятиях, не имеющих непосредственного отношения к его специальности. В последнем случае теряется специфика психологической работы.

Безусловно, психологу приходится отстаивать свою независимость прежде всего от вышестоящего руководства, которое не всегда имеет ясное представление о том, какого рода помощь призван оказывать психолог. К сожалению, в УДО функциональные обязанности психолога до сих пор остаются размытыми, что является следствием недостаточно четкого понимания специфики задач психолога. Соответственно требования к психологу и ожидания от него со стороны администрации, педагогов, родителей также носят смутный, неясный характер. На психолога возлагается ответственность за решение вопросов, не относящихся к его компетенции (создать учебную мотивацию, заставить ребенка измениться и т.д.). Поэтому психологам УДО приходится прикладывать специальные усилия для того, чтобы сделать более понятными основные цели своей деятельности и ее границы.

Это связано также с тем, что пока не разработаны четкие критерии работы УДО, нет однозначных показателей достижений психолога, тогда как в школах существует достаточно однородная структура, формы работы психолога также стандартные (Рабочая книга школьного психолога, 1995). Особенностью УДО является то, что здесь занимаются дети от 3 до 18 лет (большой возрастной разброс), нет единой государственной программы. Требования к обучающимся носят разный характер – от ознакомительных занятий до начальной профессиональной подготовки. Поэтому в каждом учреждении психологи самостоятельно разрабатывают план работы и согласовывают его с администрацией, что может послужить поводом возникновения зависимости психолога от руководства УДО.

Более того, в УДО психолог вынужден каждый раз самостоятельно решать задачу профессионального самоопределения, искать свое место для того, чтобы сохранить свою психологическую сущность. Мы считаем, и опыт общения с другими психологами УДО показывает, что психологи представляют собой альтернативную силу, если им удается сохранить свою психологическую позицию, неизбежно противостоящую по определенным вопросам позиции администрации.

Специфическими особенностями работы психологов УДО являются наличие достаточно высокой мотивации детей к посещению занятий в кружках, бoльшая открытость педагогов и др. По сравнению со школой существует еще одно важное отличие. В школе психолог вынужден уделять особое внимание познавательному развитию учеников, поскольку в школе главное – образовательный процесс. При этом на остальное, т. е. на самое главное – на развитие личности ребенка, просто не хватает ни сил, ни времени. В УДО психологи располагают бoльшим временем для индивидуальной терапевтической работы с ребенком.

Деятельность психологов УДО также отличается от того, чем занимаются психологи в медико-психолого-социальных центрах. В подобные центры обычно попадают сложные дети, часто по направлению психолога из системы образования. Это дети, требующие консультации специалиста-дефектолога, невропатолога и др., а также психотерапевтического вмешательства. Однако бывают ситуации, когда все вроде нормально, но что-то родителей тревожит. При этом к школьному психологу идти страшновато – вдруг навредишь ребенку, он же тут учится, что-то о ребенке узнают, скажут. А зайти посоветоваться в УДО, где ребенок занимается, можно. То есть клиент психологов УДО – среднестатистический ребенок, и запрос идет от родителей, которым нужна квалифицированная поддержка.

Как же психолог оказывает такую поддержку? Психолог на рабочем месте выступает в одной из ролей: как консультант (для детей, родителей, чтение лекций и т.д.), как тренер (проведение тренингов, обучение психологическим приемам работы с детьми и др.), как эксперт-аналитик (при работе с программами, оценка и анализ работы педагога) или как психотерапевт. При этом важно осознавать, чьи интересы представляет психолог (детей, родителей, педагогов, администрации). В зависимости от этого выстраивается работа психолога, формулируются конкретные задачи. Доверительные отношения налаживаются в первую очередь с той группой, интересы которой он представляет. Часто, когда в беседе с администрацией психолог напоминает, что он представляет интересы детей и педагогов, это воспринимается администрацией как личная обида. Однако такое заявление позволяет расставить приоритеты и изложить свое видение той или иной ситуации с определенной, четко обозначенной позиции. Психологу при этом не приходится «сидеть на двух стульях одновременно», напротив, открытое проявление своей позиции позволяет также открыто действовать в интересах защищаемой группы. Это вовсе не означает, что психологи «вступают в войну» со всеми остальными, кого не защищают. Они ведут переговоры от лица тех, чьи интересы представляют, а в первую очередь это интересы ребенка. Цель работы психолога часто формулируется как полноценное раскрытие личности детей, организация благоприятных условий для выявления их способностей в различных сферах, оказание поддержки, создание среды, способствующей как отдыху, так и продуктивной деятельности ребенка, и т. д. Однако такая формулировка является очень расплывчатой и не дает точного представления о функциях психолога. Ведь создание благоприятной среды для развития входит также в задачи администрации, педагогов.

Цель деятельности психолога – помочь ребенку преодолеть трудности, с которыми он не может справиться самостоятельно (Кедрова Н.Б., 2002). Тем самым психолог создает благоприятную атмосферу для развития, предпосылки для максимального раскрытия и т.д.

Просмотров: 21682
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»
  • Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту
  • Доверие психолога-консультанта клиенту
  • Документация школьного психолога
  • Задачи спортивного психолога
  • Индивидуальный режим работы психолога-консультанта
  • Кабинет психолога образования
  • Карта обследования жизненного пространства ребенка
  • Кодекс профессиональной этики практического психолога
  • Личностные качества психолога
  • Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения
  • Непрерывность контактов психолога-консультанта с клиентом
  • Обеспечение кабинета детского психолога
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Опыт консультирования психолога-консультанта
  • Ответственность психолога-консультанта
  • Постконсультационное общение психолога-консультанта с клиентом
  • Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования
  • Протокол включенного наблюдения для педагога-психолога Н. Самоукиной
  • Профессиональная компетентность психолога-консультанта
  • Профессиональные качества психолога
  • Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом
  • Психологическая служба в детском дошкольном заведении
  • Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
  • Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога
  • Смешанная игровая терапия
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Черлетти (Cerletti) Удо (26.09.1877 – 25.07.1963)
  • Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика
  • Этические принципы и правила работы практического психолога образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь