Основные проблемы дезадаптации обучающегося (воспитанника) на различных образовательных уровнях

Понятие «школьная дезадаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Основными формами дезадаптации у младших школьников являются:

1. Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности. Причина кроется в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, отсутствии помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

2. Неспособность произвольно управлять своим поведением. Причиной может являться неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений).

3. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, со слабым типом нервной системы). Причина этой формы дезадаптации может быть в неправильном воспитании в семье или игнорировании взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка.

4. Школьный невроз, или «фобия школы», неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». Причина следующая: ребёнок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это возникает у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем).

Проблемы адаптации обучающихся к средней школе связаны с одной стороны с особенностями самих школьников (возрастными и индивидуальными), с другой стороны с действиями и отношением к ним взрослыми участниками образовательного процесса (родителями и педагогами).

Особенностью обучающихся этого возраста является доминирование эмоций, подчиняющее себе всю психическую жизнь ребёнка, в том числе «работу» психических процессов. Эти особенности могут проявляться в «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражительности, капризах, скандалах, плаче и т.п. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не основанные на реальных фактах, приводят к снижению самооценки в конкретной области деятельности. Для решения этого вопроса необходима ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования. Индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т.п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становится «камнем преткновения» в средней школе. Для решения этой проблемы необходимо участие психолога при знакомстве учителей средней школы со своими будущими учениками.

Затруднять адаптацию детей к средней школе может отношение учителей средней школы в том случае, если они не делают различий между пятиклассниками и другими обучающимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Нередко педагоги и родители зачастую одновременно и «овзросляют» пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчеркивают их «детскость», что создает двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, быстро научающимися манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.

Особенностью этого адаптационного периода является его длительность – 4-6-е классы, то есть 10-12летний возраст. Такой длинный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из них возрастной, а другой связан с ошибками в организации обучения (условно педагогическим кризисом).

Проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешно решена только путём создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.

Основной проблемой при переходе из средней школы в старшую является вопрос социально-психологической адаптации к новому коллективу. Эта проблема может возникнуть при переходе в другую школу, в параллельный класс или в ситуации, когда обучающийся остается в своём классе, но туда приходят другие ученики.

Она имеет два аспекта: первый заключается в приспособлении к новому коллективу, новым социальным условиям, требованиям и т.п. Второй определяется возможным изменением своего социального статуса.

Это связано с тем, что средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким (после 9 класса уходят чаще всего слабоуспевающие ученики). В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником, а бывший «твердый четверочник» неуспевающим. Результатом потери привычного статуса в группе ровесников могут являться изменение самооценки, отношения к себе, происходит разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведёт к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счёт искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, возникает то, что называется социально-психологической дезадаптацией.

Другая встречающаяся проблема 10-го класса – установка на продление моратория детства. После напряженного 9-го класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу, а также в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в высшее учебное заведение многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и т.д. Для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью имеет огромное развивающее значение в этом возрасте. Это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или школьник уже приходит в 10 класс с такой установкой, то это должно стать заботой учителей и школьного психолога.


Просмотров: 2747
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 6.1. Ученик – субъект учебной деятельности
  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
  • Близнецы
  • Какие возрастные особенности учащихся необходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Образовательная программа школы
  • Общая характеристика ситуации познавательного развития в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Особенности развития личности в подростковом возрасте
  • Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя
  • Педагогический тренинг в школе. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя?
  • Познавательное развитие детей младшего школьного возраста
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • Принцип связи теории с практикой
  • Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса
  • Проблемы 10 класса
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Психологические особенности начального этапа обучения
  • Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
  • Развитие личности в младшем школьном возрасте
  • Стадии процесса социализации
  • Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
  • Тест «Проективное интервью» Шванцар И.
  • Трудности в среднем периоде брака
  • Трудовая и учебная деятельность младшего школьника
  • Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика
  • Школьный класс
  • Школьный коллектив
  • Эльконин. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь