Sаndplay с маленькой буквы «s»

Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди педагогов и социальных работников. Она включает много различных способов игры в песке. На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, появляются его многочисленные модификации.

На международной конференции в Сан-Франциско (1995) принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» – классическая форма юнгианской песочной терапии с ее теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой «s» – различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке, реабилитационные программы для людей с ОПФР и др.).

Глупо было бы использовать такой прекрасный во всех отношения материал, как песок, только в одной модификации. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр не только с детьми, но и со взрослыми, с парами и семьями.

Для проведения игр вам понадобятся: емкости с песком (любого размера и цвета), миниатюрные объекты и природные материалы (каштаны, шишки, ракушки и т.п.), вода.

Работа с ограниченным числом объектов

В целях сужения проблемного поля клиенту предлагается выбрать из коллекции и поместить в песочницу 12 объектов:

  • четыре строения (здания, заборы, мосты и т.п.);
  • четыре фигурки животных;
  • четыре фигурки людей;
  • четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир.

Затем следует дать своему миру название и придумать про него историю.

Прятки

Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.

Другой вариант игры – «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру и рассказать о ней или придумать про нее историю.

История

Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее на подносе с песком. Затем надо придумать историю или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов.

Другой вариант – «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая «мир» в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта.

Тематически ориентированный «мир»

Психолог предлагает ребенку построить «мир», отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа».

Примерными темами для подростков могут быть: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни».

При использовании этой игры со взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив».

Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Семья на песке

Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут «мир» оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем «идеальный мир» так же оживает. После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.

Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать.

Просмотров: 6412
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • «Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии
  • Диагностика развития мелкой моторики руки
  • Директивная игровая терапия
  • Игра в камушки Реброва Е.В.
  • Игрушки и игровой материал
  • Игры с пластилином
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Контурный С.А.Т. – Н»
  • Методические особенности психологической работы со сказками
  • Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
  • Моделирование игр – сказок на песке
  • Необходимое оборудование для песочной терапии
  • Основные принципы игр на песке
  • Песочная терапия
  • Программа Самочувствие
  • Программа Это Я
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психологическая игра «Теремок» (игра драма для учащихся III – V классов)
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Психотерапевтические достоинства Песочной терапии
  • Пять шагов организации песочного игрового процесса
  • Работа с песком
  • Работа с психотерапевтическими сказками в группах
  • Рубин (Rubin) Эдгар Джон (06.09.1886 – 03.05.1951)
  • Смешанная игровая терапия
  • Тест «Проективное интервью» Шванцар И.
  • Техника «Путешествие к морю»
  • Функции консультанта, работающего с семьей
  • Что делать, если ребенок требует выражений любви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь