Методические особенности психологической работы со сказками

Почему можно использовать сказки для психологической помощи?

У меня есть два ответа на этот вопрос: общий и специально для психологов.

  1. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
  2. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэтому я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психотравмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести:

  • метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,
  • знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,
  • сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,
  • динамичность,
  • разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,
  • соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

  • недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,
  • отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,
  • в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:

Психотерапевтические сказки и игры

  • известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки,
  • метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям,
  • разнообразие сюжетов,
  • различные национальные варианты, возможность выбора между ними.

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

  • возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен,
  • зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,
  • авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),
  • авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.

Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Я надеюсь, что мне удалось сделать сказки свободными от явного морализаторства, но в тех случаях, где психологическая проблема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы ценностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутствовать этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хорошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.

Просмотров: 2623
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Виды психологического консультирования
  • Включение сказок в групповые тренинги различных типов
  • Восточные истории, притчи, метафоры и юмор как метод психологической и эмоциональной поддержки в практике психологического консультирования
  • Детские тайны открывает сказка
  • Добрачное и предбрачное психологическое консультирование
  • Изучение личности клиента
  • Использование медитации
  • Использование психотерапевтических сказок в режиме библиотерапии
  • Использование сказок для индивидуального консультирования
  • Комплекс №5 антистрессовой гимнастики для дошкольников «Теремок»
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Методика «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников»
  • Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
  • Неудачи личного характера
  • Положительное окончание сказки
  • Почему ребенок раннего возраста не любит слушать сказки?
  • Приемы, используемые для анализа сказки
  • Приемы, используемые для знакомства с текстом
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Психодрама
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Работа с психотерапевтическими сказками в группах
  • Рассказывание историй как проективная техника
  • Сказка
  • Сказкотерапия
  • Сказкотерапия
  • Терапевтическая метафора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь