Восточные истории, притчи, метафоры и юмор как метод психологической и эмоциональной поддержки в практике психологического консультирования

Истории, сказки и притчи были тем средством народной психотерапии, которое врачевало душевные раны еще задолго до возникновения психотерапии как науки. Есть множество примеров тому, как психотерапевтически целенаправленно применялись истории для оказания помощи в различных житейских ситуациях. Одним из самых ярких примеров этого является сборник историй «Тысяча и одна ночь», в котором рассказывается об исцелении психически больного властелина при помощи сказок. Здесь решаются одновременно две задачи: умная Шахерезада успешно исцеляет больного царя и, в то же время ее рассказы врачуют слушателей и читателей, которые, воспринимая содержание историй, извлекают из них уроки и включают полученный опыт в свой внутренний мир. Подобное действие оказывают и другие восточные истории, а также истории, принадлежащие европейской или иной культуре.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство психологического воздействия и поддержки. С их помощью в сознании людей закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занимательности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль.

Кроме интеллектуального донорства, считает Г.С. Абрамова [1], существует эмоциональное, когда люди поддерживают друг друга своими чувствами, а ситуация общения напоминает ту, о которой Г. Иванов в одном из своих замечательных стихов сказал: «Поговори со мной о пустяках, о вечности со мной поговори...».

Возможно, кому-то покажется проявлением профессионального бессилия, использование мудрых мыслей и афоризмов, но я с уверенностью могу сказать, отмечает автор [1], что современники, замученные множеством бытовых проблем, очень восприимчивы к чистоте выражения чувства и мысли, если она обращена к их ситуации, к логике их жизни. В качестве аргумента, вспоминает Г.С. Абрамова [1], приведу слова моей давней посетительницы, с которой жизнь свела нас через много лет после психологической консультации: «Помните, вы мне тогда из Есенина слова произнесли, я сама что-то похожее чувствовала, но не могла сказать, а потом много раз повторяла эти слова – они так помогали, как установка на радость, на действие. Помните?…» На первый взгляд – ничего особенного, а человек ожил.

В работе психотерапевта и консультанта использование метафор – важный инструмент, считает Р. Хаскелл [11], помогающий выявить установки, чувства и мысли, недоступные сознанию клиента.

Известный немецкий психотерапевт Н. Пезешкиан [8] - основоположник метода позитивной психотерапии, использует в своей работе сказки и притчи, с одной стороны, как средство, помогающее лучшему взаимопониманию между терапевтом и клиентом, а с другой – как метод психотерапии. Автор отмечает: «Мне стало ясно, что истории имеют много общего с медикаментами. Если их применять вовремя и в соответствии с рекомендациями, то они могут стать отправным пунктом для терапевтических усилий терапевта и способствовать изменению жизненной позиции и поведения клиента. Однако неправильная дозировка, неискренность и подчеркнутое морализирование со стороны терапевта могут причинить вред».

Активно используя и развивая достижения подхода К. Роджерса, позитивная психотерапия Н. Пезешкиана, демонстрирует полное принятие клиента со всеми его чувствами, включая неконгруентность поведения, как защитную или псевдозащитную функцию. Дифференциальный анализ и стадия инвентаризации позволяют выделить те способности, которые уже заслуживают поощрения и те, которые еще предстоит развить. На стадии ситуативного поощрения и поддержки идеи К. Роджерса воплощаются в дифференцированном эмоциональном поощрении желательных моделей поведения.

Истории, притчи и сказки, утверждает Н. Пезешкиан [8], наряду с необычайной занимательностью, поэтичностью и яркостью изложения содержат нечто неожиданное, непредвиденное. Привычный ход мыслей и желаний вдруг предстает совсем в другом свете. Иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится близким и понятным. Это изменение позиции – самая важная функция историй.

Большая часть историй выходит за рамки простого описания событий. Они неожиданно вызывают новое переживание, подобное тому, какое бывает при оптических обманах: в сознании человека без особого труда с его стороны происходит изменение позиции, которое воспринимается с изумлением и вызывает переживание «ага!».

Следующая история [8] дает наглядное представление о том, что такое «позитивный подход». Ситуация клиента испытывающего психологические трудности, - во многих отношениях похожа на ситуацию человека, который длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее». Наконец, появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».

Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.

В противовес прямолинейности, рационализму восточные истории подсказывают неожиданные, ошеломляющие, и, тем не менее, вполне реальные, «позитивные» решения. Они, казалось бы, противоречат логике, но действуют подобно спасительному прыжку зверя из клетки, помогающему ему вырваться из неволи и обрести свободу.

Н. Пезешкиан [8] сформулировал три «напутствия» начинающим психотерапевтам:

  • Улыбайтесь вместе с клиентом;
  • Усилия по «дизайну» при введении техник всегда полезны. Они не могут быть избыточными;
  • Не экономьте на похвалах. Выражайте одобрение и поддержку каждому движению пациента в сторону решения.

Цель терапевтических историй, считает В.Н. Белоногова [3], не морализирование, а соприкосновение с аналогичной ситуацией и возможным решением проблемы. Важно, чтобы клиент извлек из нее нечто и репрезентировал это в применении к своему собственному опыту. Использование метафор, притч, анекдотов и историй является важным элементом в процессе терапии. Они помогают клиенту расширить свой репертуар концепций и взглянуть на них с более гибкой позиции.

Можно отметить психотерапевтическую функцию комического, эффективность его применения в конфликтных ситуациях, возможность эмоционального насыщения материала. Более того, по мнению С.Л. Рубинштейна [10], юмор имеет тесную взаимосвязь с саморегуляцией. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства, даже носящие стрессогенный или стрессовый характер, причиной потери душевного равновесия. Необходимо уточнить, замечает автор, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана.

Юмор имеет не только социальную значимость, но и оказывает прямое физическое воздействие. Ученый и врач XVII века Сиденгем заметил однажды, что «прибытие паяца в город значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десяток муллов, нагруженных лекарствами» [5].

Улыбка, считают В.В. Волков и Ю.А. Макаров [5], выполняет очень важную коммуникативную функцию: она является знаком, которым человек сообщает другому человеку свое состояние аффективной ненапряженности. Своей улыбкой человек может не только сообщить о своем эмоциональном состоянии, но и предлагать другому аффективную разрядку. Снижение же аффективной напряженности способствует формированию акцепции в общении, что очень важно. Акцепция, или принятие собеседника позволяет лучше понять, прочувствовать то, что тот пытается передать. Заставить человека рассмеяться, утверждают авторы, значит войти с ним в эмоциональный контакт и в той или иной мере расположить его к себе.

А.И. Розов [9] пишет, что у смеющегося человека происходит повышение оценки собственной личности – ее физических и моральных качеств, ее благополучия и устойчивости положения в социальной среде.

Просмотров: 6234
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Вербальная поддержка клиента
  • Виды психологического консультирования
  • Добрачное и предбрачное психологическое консультирование
  • Использование психотерапевтических сказок в режиме библиотерапии
  • Использование рисунка в танцевально-двигательной терапии
  • Использование сказок для индивидуального консультирования
  • Консультативная психология
  • Консультирование в ситуации развода
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Логотерапия
  • Методические особенности психологической работы со сказками
  • Методы и приемы, используемые в семейном консультировании
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи личного характера
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Определение психотерапии
  • Организация и этапы индивидуального психологического консультирования
  • Перечень вопросов, обсуждаемых на супервизии
  • Позитивная психотерапия (Н. и Х. Пезешкиан)
  • Положение о супервизии
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Профессиональная компетентность психолога-консультанта
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Психологическое консультирование подростков и старших школьников
  • Способы организации процесса семейного консультирования
  • Эмпатия психолога консультанта к клиенту
  • Этапы психологического консультирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь