|
Включение сказок в групповые тренинги различных типовСказки могут применяться в самых различных тренингах, например как материал, с помощью которого можно развивать навыки психологического, этического и философского анализа текста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, естественно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креативности, особенно с детьми и подростками. Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть:
Проведение занятия по сказкам требует определенной подготовки. Настрой группы не всегда обеспечивает сказке благожелательный прием, и это требует какой-либо игры, которая может быть определенным мостиком к сказочному материалу. Из предлагаемых игр могут быть применены, например, «Мама, я хочу домой!», «Семицветик» или «Ледокол», если, в соответствии с заданием, каждый загадывает какой-либо сказочный персонаж. После игры необходимо представить какую-нибудь известную сказку, подходящую по тематике к проблемам группы как материал для психологического или этического анализа. Для подростково-юношеской группы это может быть «Гадкий утенок» как сказка о проблемах неприятия себя, комплекса неполноценности, конфликта со средой. Сказка Х.-К. Андерсена «Ель» может быть и способом обучения анализу текста и моментом осознания такого негативного сценария жизни, как «обращенность в будущее». На материале этой сказки можно выявить, например, что склонность человека постоянно грезить о том, что будет, мешает ему полноценно переживать настоящее и практически лишает его жизнь какого-либо смысла. (Эта сказка актуальна для юношеского возраста и для взрослых.) После того как группа подготовится к восприятию сказок как равноправного психологического материала, можно предложить сказку, которая освещает основную проблему тренинга. С группой желательно обсудить вопрос о том, будет ли сказка читаться или разыгрываться, что помогает несколько сместить акцент с проблемы сказки к способу знакомства с ней. В качестве сказки, включаемой в тренинг, ориентированный на экзистенциальные проблемы, могут быть предложены: «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Утешительная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе». С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|