Методика «Контурный С.А.Т. – Н»

Автор Э. Крис, авторская модификация Н.Я. Семаго.

Методика предназначена для исследования особенностей личностной (эмоционально-волевой) сферы детей.

Результаты диагностики позволяют понять существующие отношения между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травмирующих ребенка жизненных ситуациях.

Описание методики: Стимульный материал состоит из восьми сюжетов с контурным изображением человеческих фигур. Его диагностическая ценность основывается на существовании в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций:

  1. выражается в стремлении каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со своим жизненным опытом, своими личными потребностями;
  2. опираясь на свои переживания, ребенок отражает собственные потребности, страхи, тревогу, иные чувства через описание поведения и чувств персонажей своих рассказов.

Стимульный материал необходимо предъявлять в определенной последовательности в соответствии с порядковым номером:

  1. Три вертикально стоящие фигуры, расположенные на не­котором расстоянии друг от друга в разных позах.
  2. Одна вертикально стоящая фигура в неопределенной позе.
  3. Группа из четырех стоящих фигур справа и одной фигуры слева.
  4. Одна стоящая фигура в центре справа и сидящее рядом животное слева.
  5. Внизу слева лежащая фигура, одна стоящая фигура чуть выше, стоящая фигура справа (все в неопределенных позах).
  6. Фигуры, находящиеся на наклонной плоскости на четвереньках, головой вправо.
  7. Две фигуры в полусидящих позах, лицом друг к другу, между ними что-то круглое.
  8. Сидящая фигура в центре слева и стоящая рядом с ней фигура в неопределенной позе справа.
Процедура проведения

При использовании методики «Контурный С.А.Т. – Н» необходимо обратить внимание на особенность применения подобного рода тестов для детей. Нужно установить контакт с ребенком. Для этого лучше с ним предварительно познакомиться.

В качестве инструкции лучше сказать ребенку, что мы будем играть в игру, в которой он должен представить историю по рисункам, где нужно рассказать, что произошло, что делает человечек на картинке, что было до этого, что потом, чем закончится история. Ответы записываются дословно, а затем анализируются.

Необходимо обратить внимание на важность информации о реальной жизни ребенка, его семье, его поведении в различных ситуациях.

Важно выяснить в ходе исследования, отражает ли история (или некоторые ее детали) реальный порядок вещей или представляет желаемое.

Интерпретация:

Рассказывая по картинке, ребенок вынужден выйти за пределы объективных сведений, предлагаемых изображением. Он делает это в своей манере, которая зависит от его эмоционального жизненного опыта, от сиюминутного эмоционального состояния и проявляется под влиянием предложенного стимульного мате­риала.

При интерпретации существует несколько особенностей, на которые психолог должен обратить внимание:

1. Основная тема

В целом экспериментатора интересует, что «берет» ребенок из изображения и почему рассказывает именно такую историю. Интерпретация будет полнее, если анализировать темы не одной отдельно взятой истории, а определить ее повторяемость или связь с темами историй, рассказанных по всем картинкам.

2. Основной герой

Так как история ребенка может включать несколько персонажей, необходимо понять, который из них главный герой, желательно уточнить критерии для выделения героя из остальных персонажей, совпадает ли он по возрасту и полу ребенка, история рассказывается от лица героя или о нем. Все это является важной информацией о ребенке, особенно рассказы о героях, в которых история является компенсаторным удовлетворением желания.

Здесь же необходимо проанализировать то, как ребенок видит окружающих главного героя персонажей, как он реагирует на них.

Просмотров: 16443
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики




Другие новости по теме:

  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке
  • Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Методика «Дорисовывание фигур»
  • Методика «Заданная сказочная ситуация»
  • Методика «Изучение влияния выразительной стороны иллюстрации на отношение дошкольника к литературному герою»
  • Методика «История жизни с проблемным ребенком» В.В. Ткачева
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Методика Рене Жиля
  • Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • Обследование аутичных детей
  • Обследование зрительного внимания у ребенка раннего возраста
  • Общие подходы к диагностике психического развития детей
  • Почему дети лгут?
  • Почему ребенок раннего возраста не любит слушать сказки?
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
  • Рисованный апперцептивный тест РАТ
  • Рисуночная техника «До и после»
  • Рубин (Rubin) Эдгар Джон (06.09.1886 – 03.05.1951)
  • Смешанная игровая терапия
  • Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию?
  • Тест «Палитра чувств»
  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Я - концепция и характер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь