«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами
речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.
Поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.
Одной из форм может быть игра- как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносит ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с НР в мою работу вошла инновационная технология — куклотерапия.
Куклотерапия – основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с задержкой речевого развития. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний. В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла – одна из самых древних игрушек. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Пальчиковые куклы – способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки, стихи, поговорки. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
В логопедической пальчиковой гимнастике детям предлагается одевать куклы на пальчики, которые помогут им лучше усвоить материал в различных образовательных областях: познавательной, социально-коммуникативной, художественно- эстетической, речевой.
Можно использовать игры, которые нам подсказывает современность. Наши дети смотрят телевизор и видят рекламу с рифмованными слоганами. И я придумала такую игру с фруктами.
Фруктовый сад
Во фруктовом во саду Жили ягоды в цвету. Я – веселый апельсин, Много вас, а я один.
Я – слива лиловая, Спелая садовая. Я – клубничка Всем сестричка.
Я – малина как картина, А я арбуз очень сладкий на вкус. - Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд! - Вместе мы фруктовый сад!
Зайка серенький, зайка беленький Зайка серенький сидит и ушами шевелит Вот так, вот так! Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Вот так, вот так! Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так! Надо зайке поскакать! Тут лягушка прискакала: «Ква, ква, ква» — она сказала. Улыбнулся зайка ей –
Стало вместе веселей. Вышли хрюшки погулять Возле леса на опушке Жили 3 весёлых хрюшки.
1,2, 3, 4, 5 – вышли хрюшки погулять: Побежали по дорожке, Поскакали на 2х ножках Вместе дружно приседать.
Вдруг ударил сильно гром, Стало всё кругом, Не пора ли строить дом, Чтобы вместе жить нам в нём?
Пальчики
Этот пальчик номер раз – Самый толстенький у нас. Этот пальчик номер два – Указательный всегда.
Этот пальчик номер три – В середину посмотри. Этот пальчик вот четыре – Безымянный в целом мире.
А мизинчик – номер пять – Скучно без него играть.
|