Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании

Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образованииМазурик М.И.
Арзамасский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Введение в дошкольное образование федеральных государственных требований повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания. Принципы построения программ, общие подходы к проектированию образовательного процесса, смена приоритетов в организации образовательной деятельности вывели на первый план проблему повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса. Современные требования обусловливают использование в управлении ДОУ новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности на основе метода проектирования.
Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.О. Яковлева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и др.) стала основой изучения проблемы проектирования воспитательной деятельности  в системе дошкольного образования, использования потенциала социально-педагогического проектирования для обеспечения успешной социализации детей.
Н.О. Яковлева, говоря о проектировании в педагогической деятельности,  подчеркивает, что «исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование»  [4,c.3-5].
Термин «проектирование» происходит от лат. «projects»  (брошенный вперед); означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – это составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Оно предполагает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления действительности, учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат, при получении  которого необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Социально-педагогическое проектирование – это средство решения проблем повышения качества образования и развития инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя дошкольного учреждения, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению и воспитанию дошкольника, а также развитию разнообразных форм взаимодействия детского сада и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве [3,c.45].
Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителей дошкольного учреждения, методических центров и объединений, воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем детей социуме, к координации совместной деятельности социума и дошкольного учреждения по развитию детей и кооперированию со специалистами-профессионалами города, района, села, с общественностью. Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе дошкольного учреждения, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. Для этого необходим анализ внутренних ресурсов дошкольного учреждения (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсов социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания.
В этом случае социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития дошкольного учреждения через проблематизацию ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта. Это требует иного качества образования и воспитания дошкольников, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных прежде всего на развитие личности воспитанника. Для разработки и реализации социально-педагогических проектов в дошкольном учреждении необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности и освоению метода проекта в образовательном процессе. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах.
Управление процессом овладения методом проекта позволяет развить следующие проектные способности всех субъектов образования:
- ребенку – способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
- воспитателю – освоить метод проекта при проектировании содержания и методики образования; моделировать и конструировать содержание образования при помощи учебного материала и реальных социальных ситуаций, способность к диалогу в учебном процессе и социальном взаимодействии;
- представителям социального окружения – освоить метод позитивно-ориентированной работы с детьми через проектирование социальных проектов; улучшить качество жизни местного сообщества, участвуя в построении социально-образовательного пространства.
Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт: направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем; осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне детского сада, школы, микрорайона, города); предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации; проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Таким образом, отметим, что в настоящий момент мы находимся на этапе постановки проблемы проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника ДОУ. Перспективы дальнейших разработок связаны с изучением различных подходов к социально-педагогическому проектированию в дошкольном образовательном учреждении,  обеспечивающем успешную социальную адаптацию и интеграцию ребенка дошкольного возраста в социум.
Литература:
1.Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. – Б.: Изд-во БГПУ, 1999.-68с.
2.Гутников А.Б., Пронкин В.Н. Живое право: Методические материалы для преподавателей к тому 1:Учеб.-метод. Пособие / А.Б.Гутников, В.Н.Пронкин. – СПб. 2004. – 182с.
3.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – 18с.
4.Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. – 8с.

Просмотров: 477
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Смирнова Маргарита Валентиновна. Доклад «Педагогическое проектирование. Технологии проектирования взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй»
  • Корниевкая Александра Валентиновна. Доклад «Педагогическое проектирование. Технологии проектирования взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй»
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Стрелецкая Светлана Валентиновна. «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Морозова Светлана. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС на основе проектного метода в подготовительной группе ПРОЕКТ «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Кононенко Лидия Павловна. «Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения»
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Кутумова Наталья Александровна. Доклад «Взаимодействие детского сада и семьи через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Сергеева Тамара. Первичная профсоюзная организация государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №57 комбинированного вида Приморского района Санкт — Петербурга
  • Кондакова Наталия Алексеевна. «Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь