Степанова Л.А., Лебедева Е. И.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

  • Степанова Лариса Анатольевна, педагог-психолог МДОУ- детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов.
  • Лебедева Елена Игнатьевна, музыкальный руководитель. МДОУ – детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов

Мы живем в ХХI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высоких технологий, веке стремительного ритма жизни, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее актуальной. Здоровье – бесценное достояние всего общества, и, если мы хотим иметь здоровое поколение, необходимо заниматься этой проблемой целенаправленно и систематически.

 

В дошкольный период происходит интенсивное развитие и формирование организма ребёнка, его опорно-двигательного, речевого аппарата, интеллекта и психоэмоционального состояния. В этом возрасте и закладывается основа здоровья ребёнка. В наше время с каждым годом увеличивается число детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью. С целью повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать детскую психику к жизни в современном обществе необходимо дополнять традиционные по структуре образовательные программы инновационными технологиями и методиками.

В своем дошкольном учреждении мы стараемся решать эти проблемы, и арт-терапия помогает нам в этом, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

В работе с дошкольниками очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арттерапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Применение арт-методов может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страхам и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений.

В нашем детском саду арт-терапевтическая работа помогает нам наладить контакт с нашими маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов или сочинение собственной сказки.

Известные в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов коррекции, в других – как средство педагогического воздействия. Педагогическое направление арт-терапии рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. «Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизация основывается на специфике его видов.

Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса – опирается на положение об образе и единстве личности и образа.

Куклотерапия –идентификация с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.

Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности дает положительный результат, особенно в работе с детьми с задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.

Либропсихотерапия. Библиотерапия. Сказкотерапия – коррекционное воздействие чтением специально подобранного литературного материала и сочинением сказок.

Кинезетерапия – снятие через танец мышечного напряжения, в результате стресса. Использование танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.

Музыкотерапия — метод, который использует музыку в качестве средства коррекции. Музыка – один из важнейших и необходимых элементов нашей жизни. Она существует вне языка. О лечебных свойствах музыки известно очень давно. Ещё Пифагор, исследуя лечебные свойства музыки, писал: «Музыка может врачевать безумства людей». А Аристотель утверждал, что музыка может влиять на формирование характера человека и через катарсис (очищение) может помочь снять тяжёлые психологические переживания. Исследованиями влияния музыки на организм занимались и в древнем Китае, и в Европе. А вот в России этой проблемой стали заниматься только с конца XIX века русские исследователи И.М. Догель и И.Н. Тарханов. И только в начале XX века великий русский учёный В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на детей.

На данный момент научно доказано, что музыка влияет:

  • на дыхание;
  • на сердечный ритм, пульс, кровяное давление,
  • на температуру тела;
  • снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений;
  • может замедлить и уравновешивать электромагнитные волны активности головного мозга;
  • помогает улучшить память и обучаемость;
  • помогает активизировать иммунную систему;
  • улучшает подсознательное восприятие символики;
  • помогает побороть страхи и чувство безопасности.

А современные исследования (С. В. Шушарджан, В.И. Петрушин, А.И. Копытин) показали, что музыка помогает ещё снижать агрессию, развивает эмоции, речь и коммуникативные способности детей.

Музыкотерапия делится на 2 вида:

  1. Релаксационная – эта музыка, помогающая расслабиться, успокоиться.
  2. Активизационная – музыка, которая бодрит, активизирует умственную деятельность ребёнка и физиологические процессы в его организме.

В музыкотерапии выделяют 3 направления:

Рецептивная (пассивная) – процесс пассивного восприятия музыки:

  1. коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений с целью установления контакта между педагогом и ребёнком;
  2. реактивная – достижение катарсиса (очищения), т.е. эмоциональная разрядка;
  3. регулятивная – нормализация психоэмоционального состояния ребёнка.

Активная музыкотерапия – активное включение ребёнка в музыкальную деятельность:

  1. пение, обучение основам правильного (диафрагмального) дыхания;
  2. музыкально – ритмические движения;
  3. игра на музыкальных инструментах.

Интегративная – синтез музыки и зрительного восприятия:

  1. восприятие цвета под музыки – использование цвета с целью коррекции психофизического и психоэмоционального состояния ребёнка;
  2. восприятие произведений изобразительного искусства под музыки, а также «изображение» музыки в рисунке – музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительного восприятия оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет увидеть красоту природы, искусства, развивает чувство прекрасного. Интегративная музыкотерапия сочетает в себе подходы, как рецептивной (пассивной), так и активной музыкотерапии.

Погружение ребенка в мир любого вида искусств – это самое первое познание, которое мягко и радостно познакомит с добром и злом, красивым и безобразным, научит понимать первичный язык человечества. Вот почему так важно использовать игровую здоровьесберегающую методику формирования и развития различных навыков, основанную на принципах и методах арт-терапии. Они предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности дошкольника подняться на высокую ступень своего развития.

Наш опыт показал, что используя в работе с дошкольниками данные методы здоровьесберегающей технологии, помогают способствовать сохранению у детей хорошего настроения, работоспособности, развитию культуры речи, улучшению эмоционального состояния и психических процессов, раскрытию творческих возможностей, формированию нравственных качеств и эстетического отношения к окружающему миру и, самое главное, укреплению здоровья наших детей!

Список литературы:

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., Лань, 2002. – 366 с.
  2. Петрушин В.И. Музыкотерапия. – М., Владос, 1999. – 255 с.
  3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М, Антидор, 1998. – 363 с.
Просмотров: 543
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Пузанова Светлана Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Шмелева Людмила Викторовна. Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной группы «В мире музыки»
  • Наумова Ирина Анатольевна. Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Принцева Елена Леонидовна. «Музыкотерапия, как средство психоэмоционального развития дошкольников»
  • Шагалова Анна Анатольевна. Статья «Воздействие музыки на гармоничное развитие ребенка»
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Басова Ольга Александровна. Сборник видео-пособий по слушанию музыки для музыкальных руководителей детского сада
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Нестерова Ольга Владимировна. Участие первичной ветеранской организации МДОУ ДС ОВ №404 в нравственно-патриотическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста через средства музыки.
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Полева Дарья Константиновна. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Черепанова Екатерина Викторовна. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Матушкина Ирина Александровна. Использование музыки в качестве сопровождения упражнений утренней гимнастики в ДОУ
  • Чернова Екатерина Михайловна. Влияние музыки на здоровье детей
  • Пирогова Ирина Джемильевна. Формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки с детьми раннего возраста
  • Солодовникова Александра Николаевна. Консультация для воспитателей 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ'
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Ключникова Ольга Васильевна. Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Пудова Светлана Валерьевна. «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
  • Чернышова О. Э. КОНСПЕКТ НОД ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В СТАРШЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСА»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Кондратова Элеонора Владимировна. Конспект музыкального занятия «Природа и музыка» для детей подготовительной группы детского сада 5-6 лет
  • Киштеева Ирина Николаевна. Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь