- Степанова Лариса Анатольевна, педагог-психолог МДОУ- детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов.
- Лебедева Елена Игнатьевна, музыкальный руководитель. МДОУ – детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов
Мы живем в ХХI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высоких технологий, веке стремительного ритма жизни, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее актуальной. Здоровье – бесценное достояние всего общества, и, если мы хотим иметь здоровое поколение, необходимо заниматься этой проблемой целенаправленно и систематически.
В дошкольный период происходит интенсивное развитие и формирование организма ребёнка, его опорно-двигательного, речевого аппарата, интеллекта и психоэмоционального состояния. В этом возрасте и закладывается основа здоровья ребёнка. В наше время с каждым годом увеличивается число детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью. С целью повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать детскую психику к жизни в современном обществе необходимо дополнять традиционные по структуре образовательные программы инновационными технологиями и методиками.
В своем дошкольном учреждении мы стараемся решать эти проблемы, и арт-терапия помогает нам в этом, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.
В работе с дошкольниками очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арттерапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Применение арт-методов может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страхам и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений.
В нашем детском саду арт-терапевтическая работа помогает нам наладить контакт с нашими маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов или сочинение собственной сказки.
Известные в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов коррекции, в других – как средство педагогического воздействия. Педагогическое направление арт-терапии рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. «Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.
Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизация основывается на специфике его видов.
Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса – опирается на положение об образе и единстве личности и образа.
Куклотерапия –идентификация с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.
Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности дает положительный результат, особенно в работе с детьми с задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.
Либропсихотерапия. Библиотерапия. Сказкотерапия – коррекционное воздействие чтением специально подобранного литературного материала и сочинением сказок.
Кинезетерапия – снятие через танец мышечного напряжения, в результате стресса. Использование танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.
Музыкотерапия — метод, который использует музыку в качестве средства коррекции. Музыка – один из важнейших и необходимых элементов нашей жизни. Она существует вне языка. О лечебных свойствах музыки известно очень давно. Ещё Пифагор, исследуя лечебные свойства музыки, писал: «Музыка может врачевать безумства людей». А Аристотель утверждал, что музыка может влиять на формирование характера человека и через катарсис (очищение) может помочь снять тяжёлые психологические переживания. Исследованиями влияния музыки на организм занимались и в древнем Китае, и в Европе. А вот в России этой проблемой стали заниматься только с конца XIX века русские исследователи И.М. Догель и И.Н. Тарханов. И только в начале XX века великий русский учёный В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на детей.
На данный момент научно доказано, что музыка влияет:
- на дыхание;
- на сердечный ритм, пульс, кровяное давление,
- на температуру тела;
- снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений;
- может замедлить и уравновешивать электромагнитные волны активности головного мозга;
- помогает улучшить память и обучаемость;
- помогает активизировать иммунную систему;
- улучшает подсознательное восприятие символики;
- помогает побороть страхи и чувство безопасности.
А современные исследования (С. В. Шушарджан, В.И. Петрушин, А.И. Копытин) показали, что музыка помогает ещё снижать агрессию, развивает эмоции, речь и коммуникативные способности детей.
Музыкотерапия делится на 2 вида:
- Релаксационная – эта музыка, помогающая расслабиться, успокоиться.
- Активизационная – музыка, которая бодрит, активизирует умственную деятельность ребёнка и физиологические процессы в его организме.
В музыкотерапии выделяют 3 направления:
Рецептивная (пассивная) – процесс пассивного восприятия музыки:
- коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений с целью установления контакта между педагогом и ребёнком;
- реактивная – достижение катарсиса (очищения), т.е. эмоциональная разрядка;
- регулятивная – нормализация психоэмоционального состояния ребёнка.
Активная музыкотерапия – активное включение ребёнка в музыкальную деятельность:
- пение, обучение основам правильного (диафрагмального) дыхания;
- музыкально – ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах.
Интегративная – синтез музыки и зрительного восприятия:
- восприятие цвета под музыки – использование цвета с целью коррекции психофизического и психоэмоционального состояния ребёнка;
- восприятие произведений изобразительного искусства под музыки, а также «изображение» музыки в рисунке – музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительного восприятия оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет увидеть красоту природы, искусства, развивает чувство прекрасного. Интегративная музыкотерапия сочетает в себе подходы, как рецептивной (пассивной), так и активной музыкотерапии.
Погружение ребенка в мир любого вида искусств – это самое первое познание, которое мягко и радостно познакомит с добром и злом, красивым и безобразным, научит понимать первичный язык человечества. Вот почему так важно использовать игровую здоровьесберегающую методику формирования и развития различных навыков, основанную на принципах и методах арт-терапии. Они предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности дошкольника подняться на высокую ступень своего развития.
Наш опыт показал, что используя в работе с дошкольниками данные методы здоровьесберегающей технологии, помогают способствовать сохранению у детей хорошего настроения, работоспособности, развитию культуры речи, улучшению эмоционального состояния и психических процессов, раскрытию творческих возможностей, формированию нравственных качеств и эстетического отношения к окружающему миру и, самое главное, укреплению здоровья наших детей!
Список литературы:
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., Лань, 2002. – 366 с.
- Петрушин В.И. Музыкотерапия. – М., Владос, 1999. – 255 с.
- Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М, Антидор, 1998. – 363 с.
|