Статья "Игра в жизни малышей"
Статью подготовила воспитатель высшей категории МКДОУ «Детский сад №4 «Ласточка» города Армянска Республики Крым Мирошниченко Светлана Ивановна
Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями составляет генетическую задачу дошкольного возраста и реализуется в игре, которая является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В современных условиях развития общества и в соответствии с требованиями ФГОС в игре как ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста. Первая младшая группа – период создания условий, предпосылки для расцвета сюжетно-ролевой игры. Новые впечатления, яркие, интересные, становятся основой развития игры. Но при одном условии – этим предпоссылкам следует помогать. Если нет должного руководства, игра становится стереотипным, отрывочным действием.
Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование — общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой-то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.
На втором году жизни детей учат моделировать на игрушке все, что они делают сами. Развивать игровое моделирование — задача третьего года жизни. Теперь дети с помощью игрушки играют «в больницу», проводят утреннюю зарядку, читают куклам книжки, организуют экскурсии, Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что сейчас случилось, но и то, что они раньше видели, о чем им читали, что они видели в мультфильмах. Весь сюжет, конечно, дети еще не смогут освоить, но элементы, игровые действия им вполне доступны.
Чтобы игра стала отражением действительности, надо помогать детям создавать сюжеты на темы событий, какие были в их опыте ранее. Речь идет о сюжетах по представлению, т. е. о более высоком уровне игрового моделирования, когда материал для создания воображаемой ситуации поставляет память. Методика руководства созданием сюжета по представлению включает три элемента: оживление представлений с помощью вопросов; обогащение и уточнение сюжета за счет аналогичного рассказа или детей, или воспитателя; побуждение проиграть ситуацию, смоделировать сюжет.
Сюжеты по представлению, на мой взгляд, могут стать элементом повседневного общения в группе, формой индивидуально-групповой работы по развитию игры. Разумеется, преждевременно ставить в этом случае задачу воссоздать всю логическую цепочку действия по каждому сюжету. Малышам это непосильно. Достаточно, что они усваивают новые темы, новые игровые действия. И более того, подходят к воспитателю с предложением поиграть. Но одного согласия педагога недостаточно для развертывания интересной игры. Педагог должен развить тему, выделить игровые сюжетные действия, да еще и показать.
Пока воссоздаются отдельные сюжетные действия, игра кратковременна, неустойчива. Переносы сюжета на другие игрушки лишь продлевают игровое время. Детализировать можно путем наращивания цепочки действий, когда воспитатель подсказывает логически связанные элементы сюжета. Все исследователи игры справедливо усматривают в логической цепочке действий показатель развития восприятия и мышления ребенка, возрастающую точность его представлений о мире и умение играть.
Помимо привычной объемной реалистической игрушки, ребенок может использовать или условную, выраженную рисунком или даже контуром, или символическую игрушку, когда кукла, угощение и посуда лишь обозначены (палочкой, бумажным шариком, колечком пирамиды и т. п.).
Введение в игру игрушек более обобщенного свойства, особенно символических заместителей, также требует непременного участия воспитателя. Он должен предложить их вовремя, продемонстрировать действия. Если кто-то в игровом уголке, скажем, затеял стирку, педагог может спросить: «А не подлить ли горячей воды? (Вместо чайника наклоняет кубик.) Может, подсыпать порошок?» (Наклоняет другой кубик, встряхивает над тазом, затем оставляет оба кубика.) Естественно, что действия эти вскоре перенимают и другие «хозяйки». Разумеется, все действия педагога носят эмоциональный характер. Интонацией, мимикой, междометиями он показывает радость, огорчение, сожаление. Работа в этом направлении необходима, если мы добиваемся расцвета сюжетно-ролевой игры. Важное средство выражения сюжета — слово. Ведь с помощью слова ребенок выражает свое отношение к действию. Воспитатель своим постоянным вниманием, с помощью вопросов побуждает детей называть действия, подсказывает названия. Только в таком случае расширяются их игровые возможности, только тогда они смогут разбирать сложный сюжет с воображаемым предметом.
Вторая половина третьего года жизни примечательна тем, что многие дети в ходе игры уже применяют диалог: что-то от игрушки требуют, поучают. Иногда можно видеть, слышать, как игрушка не слушается, препирается, ее наказывают. Увлекаясь, ребенок до десяти раз повторяет свое требование. Вслед за диалогом и на его основе проявляется характеристика игрушки, обобщение ее особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления (обобщения). В чем же значение этого момента для игры? Дело в том, что специфическая характеристика игрушки дает множество вариантов каждому сюжету. Даже если ребенок не может сформулировать обобщающее определение (послушный, капризный, боязливый, вежливый и т. п.), ему интереснее сюжеты с вариантами. Включаясь в игру, воспитателю целесообразно подать реплику от имени игрушки и тем самым подсказать новый сюжет. Реплики должны отражать реальное поведение, и тогда дети легко смогут разыгрывать ситуации в самостоятельной деятельности.
Умение отображать разнообразные сюжеты, да еще вариативно и в деталях, делает ребенка желаемым партнером по игре. С ним интересно играть, он увлекает. Видимо, это обстоятельство позволяет принять как аксиому известное высказывание А. С. Макаренко: «Чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем». Ролевая игра — групповое действие, она требует понимания действий друг друга и согласования замыслов. Эти процессы обычно выражаются словами. Без словесного сопровождения действий детям трудно понимать друг друга. В ролевой игре основные части сюжета выражаются в форме диалога (мама разговаривает с дочкой, продавец — с покупателями и т. д.). Роль определяет содержание речи каждого играющего. Это один из сложных моментов. Ступенька к овладению этим умением диалог в сюжетно-ролевой игре, когда у ребенка и у игрушки- персонажа разные фразы, разная позиция.
Для многих детей переход к ролевой игре затруднен тем, что они не могут создавать воображаемую ситуацию без практических действий. Ведь для раннего возраста характерна практика, мышление ребенка отличается наглядной действительностью, а ролевая игра требует опоры на образы. Как тренировочное упражнение для развития умения представить партнера, вести с ним диалог можно использовать игру в «телефон». Можно предложить позвонить, скажем, маме и, подсказывая ответы, развить воображаемый разговор. Сюжет телефонного разговора близок детям, они быстро подхватывают идею, строят воображаемый диалог. Телефон в группе должен стать одной из самых активных игрушек. Он послужит развитию воображения, речи, научит играть без предметных действий и строить диалог с игрушкой.
Сюжетно-ролевая игра увлечет детей в том случае, если они вживаются в роль, в образ. Школа ролевых отношений — подвижные сюжетные игры ( «Кот и птички», «Воробышки и автомобиль»). В них роли хотя и кратковременны, одноплановы, но поведение каждого играющего соотносится с действиями других: кот спит — птички клюют, играют, проснулся — улетают. Воспитатель может усилить элементы драматизации атрибутами (репликой, усиленной интонацией, подчеркнутыми движениями). Тогда и действия детей достигнут большей выразительности.
Когда групповые игры — подвижные и хороводные сюжетные — окончательно увлекут детей, можно организовать сюжетно-ролевую игру. Однако на этом этапе будут свои трудности. Я имею в виду игры, где действуют активно в основном 2—3 ребенка, а остальные ждут своей очереди ( «парикмахерская», «больница», «скорая помощь»). Активные действия каждому играющему обеспечит введение диалога, скажем, врача и пациента. Мы называем этот прием ролевой игрой с продолжением.
Обобщая сказанное, еще раз подчеркну: основа игры — игровое сюжетное действие, которое должно быть сформировано на третьем году жизни со всей полнотой. Главная задача руководства формированием детской игры — помочь смоделировать впечатления.
Таким образом, развитая игра обеспечивает формирование у ребенка психологических механизмов для его будущего успешного обучения в школе.
|