Информационная карта проекта
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проект разработали и провели: Сергеева Н.В., Алешина Н.В. ГБОУ СОШ №457 Г Санкт-Петербург
Актуальность проекта. Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Как раз сказка и является необходимым элементом духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запоминать сказку.
Цель проекта: создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, инсценировка сказки «Лиса и Заяц».
Задачи проекта:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности, передавая характер и настроение героя.
- Развивать у детей артистические способности, образное мышление, фантазию, коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, любознательность.
- Формировать позитивные взаимоотношения в группе, навыки сотрудничества.
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
- Привлечь родителей к активному участию в проекте.
- Оформить фотовыставку «Я – артист».
Предполагаемые результаты:
Повышение творческой активности детей, активное участие детей и родителей в театрализованной деятельности, изготовление книжек-малышек, инсценировка сказки «Лиса и Заяц».
1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Ознакомление родителей с целью и задачами проекта.
- Распределение заданий между участниками проекта
- Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для совместной деятельности с детьми и для самостоятельного использования
- Разработка методических пособий, конспектов
Анкетирование родителей на тему «Приобщение детей к чтению».
- Волнует ли Вас проблема детского чтения?
- Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?
- На Ваш взгляд, семейное чтение – это…
- Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
- Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?
- Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
- Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
- Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?
- Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
- Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка.
- Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких.
- Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.
- Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
- Вы считаете, что чтение – это…
- Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?
- Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
- Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?
- Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе.
Диагностику детей.
Цель диагностики: выявить знания детей о сказках, умение связно их рассказывать, слушать и отвечать на вопросы.
3этап – заключительный
- Презентация проекта (фотоотчет)
- Театрализация сказки «Лиса и Заяц»
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- Обобщение результатов работы
Проведенный проект подтвердил, что совокупность различных методов и приемов, развивающая среда, общение помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках, умение узнавать сказки, рассказывать их, определять героев и отношения между ними, способность понимать связь между событиями и строить умозаключения. Повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказок способствовало совершенствованию восприятия и выразительности, творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости, расширению словарного запаса.
Особую роль нужно отводить просвещению родителей, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией.
В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло!
|