В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Согласно ФГОС ДО, родители должны быть активными участниками образовательно-воспитательного процесса, только часто им хочется уйти в сторону, возложить эту задачу на плечи педагогов.
Задача сотрудников дошкольной образовательной организации привлечь родителей к процессу приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи и государства.
Педагоги и родители должны работать на основе принципа содействия и сотрудничества. Процессе развития детей происходит во взаимодействии с людьми, культурой и окружающим миром.
Различные формы работы с семьёй позволяют привлечь родительское сообщество в детский сад и разделить взаимную ответственность за результаты воспитания ребёнка.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — выгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров является семья воспитанников.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: "Круглый стол"; тематические выставки; семейные проекты "Наша родословная"; открытые занятия; интеллектуальные ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменение характера взаимодействия педагогов с родителями, активное участие во всех делах детского сада, семья ребенка становится незаменимым помощником для педагогов.
Из опыта работы хочу рассказать пример нетрадиционного родительского собрания в начале учебного года в средней группе. Казалось бы, тема обычная «Возрастные особенности детей 4-5 лет, но мы отправились в путешествие, на корабле. Назовём наш корабль «Детство», а куда же мы поплывем с вами без карты? Чтоб раздобыть карту предлагаем игру – испытание «Как мы проводим выходные дома» родителям предлагается поделиться опытом чем занять ребенка дома.
Здесь родители были очень удивлены, что им нужно говорить, рассказывать, а не только пассивно слушать. И так, мы поиграли, (важно, что присутствовали не только мамы, но и папы и бабушки), появилась карта.
Кто знает, что нужно сделать перед выходом корабля в море? (ответы родителей). Конечно собрать сплоченную команду. И чтобы нашу команду настроить на плодотворную работу мы предлагаем упражнение «передай пожелание» Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Далее, мы дружной командой отправлялись к различным причалам, где и узнавали особенности наших детей 4-5 лет, здесь тоже родители принимали активное участие, каждый представлял какую-либо особенность: стремление к самостоятельности, этические представления, творческие способности, особенности речевого развития, математические способности и др. Далее мы приплыли в причал «Организованная образовательная деятельность» и причал «Режим дня». Затем были вопросы, которые мы вместе обсуждали.
Таким образом закончилось наше путешествие, а впечатления остались.
Интересное родительское собрание было проведено в начале следующего учебного года. В нетрадиционной форме, в виде игры: «Что? Где? Когда?» Родителям было предложено, разделиться на три группы: «игроки», «знатоки» и «зрители». За столом разместили десять конвертов с вопросами. Игрокам предлагалось крутить волчок и отвечать на вопросы. Все вопросы касались учебно-воспитательного процесса и программы детского сада. Например «Соотнесите область развития (по ФГОС ДО из пять: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое) и вид детской деятельности». Одним из вопросов был фото-вопрос, на проекторе была представлена фотография детей нашей группы сделанная два года назад, когда они только пришли в детский сад, родителям нужно ответить, что это было и когда? Какое мероприятие мы запечатлели? Родители с удовольствием отвечали на вопросы, настроение было веселое, один раз пришлось обращаться к знатокам за советом. Когда внесли черный ящик, там оказались часы, сколько интересных ассоциаций было высказано, «не опаздывать в детский сад», «изучение времени», «начало занятий». Таким образом, мы смогли донести до родителей, чем отличается образовательный процесс в старшей группе, что изучаем по программе, какие праздники будем отмечать в этом году.
Родители всегда довольны такой формой собрания и оставляют положительные отзывы, это привлекает родительское сообщество к жизни детского сада.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
|