Татьяна Викторовна Сажнева г. Мыски, Кемеровская область-Кузбасс
Каждое дошкольное образовательное учреждение неплохо воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Воспитатель и родитель являются партнерами в воспитании детей. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целесообразность социально – педагогической и культурно – образовательной среды, для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают особенности своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут оказывать не вполне обоснованные педагогические воздействия. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о психофизиологических особенностях ребенка раннего возраста, о жизнедеятельности его в ДОУ. Здесь на помощь семье приходится воспитатель. Дошкольное учреждение призвано стать открытым по всем вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня на первый план, по мнению педагогов, выступает взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога.
скачать конспект
Большинство воспитателей используют в своей работе преимущественно коллективные формы взаимодействия (папки – передвижки, ширмы, выступления на родительских собраниях с определенной проблемой консультации). Поэтому нередко родители, решая задачи воспитания своего ребенка, обнаруживают, что не могут опереться на полученные от педагогов знания, так как они не направлены на проблемы конкретной семьи, проживающей в реальных условиях современного мегаполиса или сельской местности, рабочего поселка или краевого центра, а представляют собой некие «Эссе» на педагогические темы для усредненной семьи, живущей в условном пространстве.
Возникают острый дефицит педагогической информации у родителей, связанной с удовлетворением нарастающего спроса родителей на системные психолого-педагогические знания. Суть новых запросов родителей объясняется их тревогой за успешность ребенка в будущей учебной деятельности.
Педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребенка.
Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека, что в той или иной мере решается в семье. Семья призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции.
Воспроизводить новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция в обществе составляют важную функцию современной российской семье, которая выработала для этого уникальную систему передачи социальной информации, позволяющей ребенку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой, чему способствуют; родительская любовь, доверие ребенка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.
Проблема физического выживания, вставшая перед многими семьями, изменила отношение родителей к детям. Если раньше они пытались оградить несовершеннолетних от семейных затруднений, то сегодня старше все чаще обращаются к детям при решении общесемейных проблем. Родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Родители, принадлежащие к различным слоям общества, тратят все больше времени на поддержание привычных жизненных стандартов. Эти обязанности отнимают родителей у детей физически и эмоционально, тем самым на детей обрушивается стресс, поскольку родители уже не в состоянии удовлетворить их потребность в эмоциональной пище.
Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что не хотят потратить время на общение с ними.
Воспитание в обстановке психической депривации (эмоционального отчуждения от привычного), лишенные в раннем детстве эмпатийного (внеречевого общения), оставляемые родителями на долгие часы в одиночестве.
Дети утрачивают чувство психологической защиты. Потребность в общении ослабевает в своей основе, а интуитивное стремление к единению с окружающими уступает место рациональному, так что в дальнейшем они бывают в затруднении при необходимости выступать в роли сочувствующего и сопереживающего. Если в дальнейшем эти дети оказались в обстановке педагогической запущенности у них устанавливаются эгоцентрические установки до жесткости.
Родители нуждаются в помощи: или нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.
Предположение о том, что большинству родителей известны навыки и способы их использования, — ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается мало усилий для обучения родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Особенно это касается детей, посещающих дошкольные учреждения.
Ребенок – связующее звено в сотрудничестве ДОУ и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается образовательно-воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только игровой деятельности, но и собственного воспитания, более того- активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей.
В нормативно правовых документах указано, что родители участники образовательного процесса наряду с педагогическими работниками.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 18) записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество педагога и родителей.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей зародилась в глубокой древности. Пример тому Библия. Позже к этой мысли возвращались Платон и Сократ, Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой для самого общества.
Итак, цель воспитания родителей не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитывать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие качеств, отражающих степень их зрелости как воспитателей. Ведущей компонент педагогической культуры родителей — их педагогическая подготовленность, характеризующая определенной суммой психолого- педагогических, физиолого- гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе воспитания детей.
Список литературы
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста, М,; Просвещение, 1991. – 228с.
- Алямовкая В. Ясли – это серьезно. – М,; Линка – Пресс, 1999
- Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей. 2 Управление ДОУ, — 2002-№3.
- Лаборптория педагогического мастерства: мастер – классы, проекты, семинар – практикум 1 Сост. В.Е. Лампман, М.Г. Попова, С.В. Попова, Н.Ф. Четвергова, О.В. Тырышкина, Л.А. Загуменная, Н.Г. Трубникова, И.А. Жёлтикова. – Волгоград: Учитель, 2013 – 145с
- Майер А.А., Давыдова О.И., Ворониня Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М.,; Т.Ц. Сфера, 2011 – 128с (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (2)
|