В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Мой многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка наиболее успешно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.
Так пришла идея создания в группе для детей с ОНР, где я работаю, детско – родительского клуба «Логодомик». Цель нашей работы — обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в различных вопросах логопедической работы. Разнообразные мероприятия отвечают задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, особенностям обучения в логопедической группе. Мероприятия проводятся по схемам «родитель + педагог (и)» и «родитель + дети + педагог (и)».
В форме тренинга была проведена встреча «Артикуляционная гимнастика» или «По секрету всему свету». Родители не только узнали, что такое артикуляционная гимнастика, но и научились сами выполнять ряд артикуляционных и дыхательных упражнений, упражнений на развитие общей и тонкой моторики. Семьи соревновались в умении сочинять сказки для язычка. Учет ведущей деятельности ребенка – один из принципов. Для ребенка дошкольного возраста основным занятием является игра, поэтому наибольшую потребность в речи ребенок испытывает в игре. Родители включаются в игру и незаметно для ребенка постепенно помогают ему преодолеть имеющиеся речевые нарушения. Творческая мастерская «Игра – это серьезно» посвящалась играм и игрушкам на развитие мелкой моторики, играм на формирование грамматического строя речи. На выставке родители смогли познакомиться с играми и игрушками на развитие мелкой моторики, дыхания и развития речи.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Дети достигли определенных результатов, овладели дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастик, речь детей заметно улучшилась, а родители стали активными участниками коррекционного процесса, повысили свою компетентность в различных вопросах логопедической работы.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
|