Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Образовательная деятельность при обучении дошкольников татарскому языку

Образовательная деятельность при обучении дошкольников татарскому языку

Автор: Мухаметзянова Гульнара Фаритовна воспитатель по обучению детей татарскому языку I квалификационной категории МБДОУ №32 «Сказка» Г.Зеленодольска РТ 

Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно.

Каждый народ остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, особый климат человеческих отношений.

«Человек, не владеющий вторым или третьим языком, остаётся духовно ущемлённым, замкнутым только в одной культуре. Языки нужно изучать для того, чтобы почерпнуть знания, а также общаться с представителями различных национальностей». Н.К. Крупская

 

Скачать презентацию

Главной задачей начального периода преподавания татарского языка в детском саду является выработка навыков устной речи. Это:

  • умение слышать и правильно произносить звуки;
  • активизировать и расширить словарный запас;
  • формирование грамматических конструкций; составление предложений и маленьких рассказов по темам;
  • знакомство с пословицами, поговорками и сказками татарского народа; чтение и запоминание стихов;
  • формирование диалогической и монологической речи;
  • знакомство с устным народным творчеством;
  • воспитание любви к родному краю, родной природе, родной земле, родному языку.

Дошкольный возраст – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.

В своей работе с детьми, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, я знакомлю детей с историей родного края. В конспектах образовательной деятельности ставятся такие задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней.
  2. Вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края.
  3. Воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края.
  4. Познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
  5. Дать понятие об Исламе.
  6. Познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями Казани.
  7. Познакомить с географической картой, дать первые навыки работы с ней.

Все темы образовательной деятельности пронизаны одной общей целью – воспитание детей в духе интернационализма, уважения к истории, культуре и искусству других народов. Большое внимание уделяется фольклорному творчеству татарского народа. Фольклорный материал помогает детям ещё больше узнать о быте, творчестве, характере татарского народа. При изучении языка важно повторяемость незнакомых слов, фраз и игр. Для развития навыков правильной артикуляции, построения простых словосочетаний и предложений полезны чтение и проговаривание считалок, скороговорок, загадок. А также особое место имеют яркие образцы художественных произведений классиков татарской литературы Г.Тукая, М.Джалиля, а также талантливых современных татарских поэтов, таких, как Ш.Галеева, Р.Миннуллина и др.

В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста толерантности я использую татарский фольклор и детскую национальную литературу. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В этих группах не ставлю целью запоминание национальной принадлежности того или иного фольклорного материала. Просто говорю детям, что это татарская потешка, а это – русская народная. В старших группах рассказываю о том, что наша страна многонациональная, в ней живут русские, татары, узбеки, украинцы и др. И у каждого есть свои сказки, пословицы, потешки: у русских – русские, у татар– татарские.

Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и уважение младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему. Часто герои татарских народных сказок «оживают» и предстают перед детьми: это Ш?р?ле, Батыр, Су анасы, Мырау. Дети начинают общаться с ними, между ними создаётся диалог. А диалог является одним из механизмов становления и существования толерантного сознания дошкольника.

Используя пиктограммы и схемы в образовательной и игровой деятельности по изучению татарского языка дети составляют небольшие рассказы про природу, времена года. Это не только активизирует разговорную речь детей, обогащает их словарный запас, но и воспитывает бережное отношение к родной природе и умение видеть красоту вокруг себя.

Дети проявляют большой интерес к произведениям народного искусства; этот интерес обусловлен с одной стороны доступностью данных произведений детскому восприятию, с другой стороны – определенным сходством с творчеством самих детей. Приобщая детей к художественным традициям татарского народа, в детях проявляется уважение к национальному искусству, любовь к народу, создавшему художественные ценности.

В образовательной деятельности создаются условия для овладения детьми татарским языком, приобщения детей к культуре татарского народа и других национальностей, формируются такие нравственные ценности как уважение к иной культуре, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.

Только ежедневные занятия помогут детям постичь богатства татарского языка.

Русско-татарское двуязычие, владение вторым языком даёт возможность со стороны взглянуть на родной язык, который является фундаментом овладения знаниями.

С принятием Конституции РТ (1992), закона «О языках народов РТ» (1992), «Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ» (1994), определивших татарский и русский языки как государственные, сформированы правовые основы для создания целостной системы обучения татарскому языку в условиях новой языковой ситуации.

Пункт второй ст. 10 гласит «Татарский и русский языки как государственные языки РТ изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и специальных учебных заведениях в равных объёмах».

Все занятия проводятся по «ПРОГРАММЕ обучение детей татарскому языку в детском саду» — Казань, 2004 год;

В своей работе использую методические пособия:

  • «Дети изучают татарский язык», Р.А. Бурганова, Казань, 2005 г.
  • «?тк?м-?нк?мне? теле”, К.В. Закирова, Казань, 1997 г.
  • “И? татлы тел – туган тел”, М.Ф. Кашапова, Казань, 2004 г.
  • “И? матур с?з”, К.В. Закирова, Казань, 2000 г.
  • “Бергэлэп тэрбиялибез”, Г.Ф. Измайлова, Казань, 2006 г.
  • «Раз-словечко, два-Словечко», Р.К. Шаехова, Казань, 2002 г.
  • “Ал кир?к, г?л кир?к”. Уеннар китабы. Р.Ягъфаров, Казан, 1995 г.
  • “Уйный, уйный укыйбыз”, Г.Х. Гараева, Казань, 2007 г. и др.

ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Просмотров: 691
Категория: По направлениям » Для детского сада » Иностранный язык для детей




Другие новости по теме:

  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СЕМЬИ ТАТАРСКОГО НАРОДА. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА. КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ.
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Фазлыева Гульсум Марселевна. Сценарий праздника «Быт и обычаи татарского народа».
  • Барсукова Анна Владимировна. «Мотивы татарского народа в одежде и орнаменте» для подготовительной группы
  • Гульнара Фаритовна Мухаметзянова. Ознакомление детей с историей родного края.
  • Асадуллина Айсылу Искандеровна. Проект 'Народная культура и традиции татарского и русского народов'
  • Шакирова Айсылу Файзехановна. Конспект образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей возрастной группе «Путешествие в страну цветов»
  • Гильманова Алсу Зиряковна. «Эффективные формы работы по вовлечению родителей в изучение татарского языка дошкольниками»
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Кадочигова Алёна. Проблемы полилингвизма как образовательного феномена. Лингводидактические и педагогические основы обучения детей родному и неродному языку.
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа «Раз словечко, два словечко» как средство коррекционного развивающего обучения детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в условиях Центра Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • Шагиахмедова Лиана Рамилевна. Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе «Моя семья»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»
  • Сабитова Зульфия Абдулахатовна. Проект г. Казань – центр Татарской культуры
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Гайко Лидия Алексеевна. Конспект Образовательной деятельности в форме игровой ситуации по речевому развитию на тему: «Первоцветы Краснодарского края, занесенные в Красную книгу» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет).
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Шаренко Вера Александровна. Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь