В настоящее время объем знаний, необходимый для усвоения детьми дошкольного возраста, особенно подготовительной к школе группы, значительно возрос. Кроме того, образовательный процесс многих дошкольных учреждений, даже коррекционной направленности, перегружен дополнительными занятиями (иностранный язык, кружки изобразительной деятельности, ручного труда и др.), все они требуют от детей статического напряжения.
Увеличение количества занятий и их продолжительность связана с физической выносливостью и умственной работоспособностью дошкольников, т.к. интенсификация занятий невозможна из-за несовершенства нервной системы ребенка.
Поэтому проблема повышения умственной работоспособности ребенка-дошкольника остается актуальной в течение многих лет.
Одним из средств предупреждения умственного утомления, а значит и повышения работоспособности, являются малые формы активного отдыха – физкультминутки, которые обеспечивают смену деятельности, снимают застойные явления в мышцах, активизируют кровообращение, повышают обмен веществ.
Такое же значение имеют и двигательные паузы, которые организуются во время перерывов между занятиями, требующими длительного умственного напряжения и пребывания детей в статичной позе.
Исследованиями по проблеме организации активного отдыха в разные годы занимались М. Голощекина, М. Грамбах, А. Нерсесян, Н. Терехова, Ерастова и др.
Разработаны и нашли отражение в научно-методической литературе рекомендации по организации и проведению физкультминуток в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, выполнения упражнений под стихотворный текст.
Однако в последние годы рядом авторов, в частности Кудрявцевым В.Т., Егоровым Б.Б. и др. высказывается мнение о том, что физкультминутки и двигательные паузы помимо основного своего назначения могут реализовывать ряд оздоровительных и воспитательных задач, обогащать творческий потенциал детей, способствовать развитию эмоциональной регуляции.
Интересные, нетрадиционные формы работы описаны Цвынтарским В., Толбановой А., Чистяковой М. и другими.
Характеристика физкультминуток и двигательных пауз как формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях
Содержание "Программы детского сада" предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников (М. Голощекина, М. Громбах, А. Нерсесян, Н. Терехова и др.). Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга. Повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.
Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.
Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявление нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени (Н. Аксарина). Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):
- нарушение недавно сформированных умений;
- нарушение координации мелких движений, замедленность их;
- длительные отвлечения;
- примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);
- появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;
- повышенная раздражительность;
- зевота.
Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7 — 9 минуте занятия, старшей — на 10 — 12, подготовительной к школе — на 12 — 14 (Н. Терехова, М. Андропова и др.).
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.
Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки и физкультурные паузы.
Физкультминутки — кратковременные физические упражнения с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность физкультминуток 1,5-2 мин., проводить их рекомендуется начиная со средней группы. Существуют основные требования к проведению физкультминуток:
- они проводятся на начальном этапе утомления (8 — 13 — 15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т.д.);
- упражнения подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные;
- отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;
- упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
- содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
- необходимо обеспечить разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2 — 3 упражнений: для рук и плечевого пояса типа потягивания — выпрямления позвоночника, расширение грудной клетки; руки в стороны или вверх — в стороны; к плечам, перед собой; для туловища — наклоны, повороты; для ног — приседания, легкий и недлительный бег на месте.
В течение ряда лет Г. Лескова и Н. Ноткина проводили работу в дошкольном учреждении, направленную на решение следующих задач:
- изучение влияния упражнений разного характера и интенсивности на физическое состояние и умственную работоспособность детей;
- определение оптимального объема физических упражнений, позволяющих быстро снять утомление и повысить работоспособность;
- уточнение требований к отбору упражнений для физкультминутки.
При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятии по развитию математических представлений дети могут выполнять некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление мышц рук.
Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В этом случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение), повышающих тонус коры в целом.
Роль физкультминуток могут выполнять двигательные задания, органически входящие в самозанятие.
Например, на занятии по элементарной математике детям предлагают встать из-за стола, пройти по комнате, подойти к коробке и отобрать необходимое количество мелких предметов. Детям могут быть даны и такие задания, как подбросить и поймать мяч, похлопать в ладоши над головой и т.д.
Не следует считать, что физкультминутка является обязательной на каждом занятии. Педагог должен помнить, что на некоторых занятиях, таких как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Утомление появляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т.п.). В таких случаях достаточно дать одно — два упражнения сидя на выпрямление корпуса.
Следовательно, для большего физиологического эффекта упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, учитывать образность мышления дошкольников, достаточно интенсивными (с включением подскоков, приседаний, бега на месте), по возможности связанными с содержанием занятий.
Наряду с физкультминутками в дошкольных учреждениях используются двигательные паузы.
Физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Физкультурная пауза способствует переключению ребят с одних видов деятельности на другие (в частности на более сложные).
Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении — групповая комната, спальня, широкий коридор — во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 минут.
Она может состоять из трех — четырех игровых упражнений типа "Кольцеброс", "Серсо", "Удочка", "Бой петухов", "Перетягивание каната", а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Методика проведения физкультурной паузы следующая:
- игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности;
- игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее;
- не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить;
- в конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения.
После кратковременного активного отпуска внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.
Виды и содержание традиционных физкультминуток и двигательных пауз
Физкультминутки бывают различными по форме и содержанию. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих
- так как они дают возможность использования разнообразных движений; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетания больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.
Упражнения "Трубач" и "Жук" тоже представляют стихотворные четверостишия с разными звуками произношения и чередованием при этом движений.
Физкультминутки на занятиях по математике в средней и старшей группах "Считаем, двигаясь" выполняются под стихотворный текст с элементами имитаций (рубка дров).
Упражнения, состоящие из 3 разных движений из исходного положения считаются комплексами. Комплексы для занятий по развитию математических представлений и занятий по развитию речи предваряют произнесение текста до начала выполнения упражнений.
Если на занятиях по развитию речи допускается вариативность движений (лебеди летят, крыльями машут, качают головой; медведи ходят), то на занятиях по математике воспитатель показывает наглядный материал для совместных с детьми подсчетов и выполнения по счету упражнений (например, воспитатель говорит: "Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас...").
Во время выполнения упражнений текст произносится на занятиях по изобразительной деятельности. Все движения выполняются сидя. Движения касаются сгибания и разгибания пальцев и кистей, мышц спины и плечевого пояса, шеи. Для дошкольников средней и старшей группы комплекс упражнений "Медвежата" может использоваться для физкультурной паузы между занятиями. Кроме игрового характера с подражательной имитацией дети выполняют с разным темпом и счетом упражнения с прыжками, подскоками, разными движениями рук с наклонами в разные стороны, т.е. можно отметить двигательную активность детей.
Физкультминутки на занятиях рисования для детей средней группы "Астры" и "Грачи прилетели" под стихотворные тексты интересны для детей, чередуют движения разной интенсивности и характера выполнения (дети стоят, медленно поднимаются, приседают, бегут с разным темпом). В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята могут не словами, а движениями изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т.д. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.
Можно использовать различные имитационные движения: изображение спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельные трудовые действия (поведение шофера), повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает, медведь переваливается).
Двигательную физкультминутку можно провести в виде задания- загадки — "Кто живет в лесу?" (в болоте, на птичьем дворе и т.д.).
Одна из подгрупп детей договариваются, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения, другая подгруппа отгадывает, где исходят действия, называя животных.
На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти по группе. Если движения органически сочетаются с содержанием занятий, нет необходимости их регламентировать по количеству движений и их продолжительностью. Например, по конструированию дети могут использовать всю группу для строительства, причем каждая группа детей строит свой объект, выбирая место для строительства.
На занятии по математике дети могут решать задачи на ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считая количество бросков, играть в подвижные игры "Найди свой дом" с геометрическими фигурами.
Такие занятия проводятся в свободной части комнаты.
Особо заслуживает внимания вопрос о физкультминутках на занятиях по изобразительной деятельности. Считается, что лучше проводить физкультминутку перед началом занятий. Младшие дошкольники перед рисованием осенних листьев кружатся с ними по комнате, подбрасывают их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать потом.
Непосредственно на занятиях физкультминутки будут отвлекать от творческого процесса и поэтому неэффективны. Можно ограничиться физкультминутками из упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений для шеи, головы и мышц спины. Всего достаточно будет 2-3 упражнений на 1,5 – 2 минуты.
Физкультминутки нужны и в младшем возрасте, так как удовлетворяют потребность детей находиться в движении, через которое дошкольники получают разностороннее ознакомление с предметами окружающего мира, их признаками, свойствами.
Выполненное нами исследование позволило сформулировать ряд выводов: Статическое напряжение приводит к быстрому утомлению организма дошкольника, что снижает его работоспособность. Поэтому необходимо правильное соотношение динамического и статического компонента, как на занятиях, так и в режиме дня.
Одной из форм активного отдыха ребенка являются физкультминутки и двигательные паузы, которые снижают психоэмоциональное напряжение, активизируют работу коры головного мозга, повышают общий тонус.
Учитывая значимость физкультминутки для поддержания работоспособности на занятиях, необходимо обеспечить их разнообразие по содержанию, форме, т.к. традиционность, неизменность снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.
Характеристика физкультминуток и двигательных пауз оздоровительной направленности
Нетрадиционные формы проведения физкультминуток получают все больше распространение в практике дошкольных учреждений, потому что кроме снятия психического напряжения (интеллектуального и эмоционального), повышения работоспособности и переключения с одного вида деятельности на другой, они служат достижению более широких воспитательно-оздоровительных целей.
Среди них следует особо отметить:
- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий на занятии;
- обогащения творческого потенциала детей, возможности их воображения;
- создание и закрепление целостного позитивного и психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование их значимости.
В настоящее время нетрадиционные формы проведения физкультминуток и двигательных пауз встречаются в методической литературе довольно часто и в различной форме проведения.
В этой работе будут рассмотрены различные формы нетрадиционных физкультминуток и физкультурных пауз, которые укрепляют и оздоравливают организм дошкольников.
Каждая из нетрадиционных физкультминуток обладает комплексом воздействия на ребенка, допускает импровизационные моменты для индивидуального подхода к ребенку, заинтересовывает и стимулирует детей выполнять творческие задания и игровые упражнения, помогает положительно воздействовать на психику ребенка, продолжать занятия по укреплению здоровья.
Воспитатель всегда сможет из предложенных форм проведения выбрать необходимую физкультминутку применительно к своей группе дошкольников с определенными задачами проведения.
Гимнастика для глаз
Зрительный анализатор ребенка имеет свои особенности, обусловленные ростом и развитием всего организма.
В период от 1 до 5 лет происходит интенсивный процесс изменения всех элементов глаза, совершенствование его оптической системы (увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза). Это сказывается на изменении остроты зрения.
В дошкольном учреждении детям рекомендуется выполнять комплексы специальных упражнений, которые укрепляют мышцы, способствуют их расслаблению в режиме дня.
Варианты организации гигиенической гимнастики для глаз в процессе занятий, требующих длительного напряжения зрительного анализатора, рекомендует доктор медицинских наук В. Ф. Базарный. Это – использование зрительных меток, плаката – схемы и др.
Подобные упражнения, по мнению автора, способствуют расслаблению глазных мышц, помогают избежать накопления следовых впечатлений в коре головного мозга. Эффективность в процессе их выполнения повышается, если воспитателю удается добиться сочетания движения глаз, головы и туловища.
«Зрительные метки» (игрушки, красочные картинки) прикрепляются к потолку, по углам, в разных частях комнаты, где проходит занятие. Непременное условие — разное расстояние до них. Вместе зрительные метки составляют сюжет, содержание которого меняется примерно 2 раза в месяц. В процессе выполнения дети фиксируют взгляд на называемых педагогом метках в течение 2-2, 5 минут.
«На плакате-схеме» (Рис. 1) с помощью стрелок указаны направления, по которым взгляд ребенка движется сначала вверх-вниз (желтый цвет), затем влево — вправо (черный цвет), по часовой стрелке (синий цвет), против ее движения (зеленый цвет) и, наконец, по так называемой «восьмерке» (красный цвет). Длительность таких упражнений – 1,5-2 минуты.
Рисунок 1. Схема
Как видим, каждое упражнение требует многократного повторения детьми однообразных движений. Сохранить интерес детей к выполнению упражнений помогут сказки и небольшие рассказы, которые под силу составить самому воспитателю.
Статическое напряжение приводит к быстрому утомлению организма дошкольника, что снижает его работоспособность. Поэтому необходимо правильное соотношение динамического и статического компонента как на занятиях, так и в режиме дня. Одной из форм активного отдыха ребенка являются физкультминутки и двигательные паузы, которые снимают психоэмоциональную напряженность, активизируют работу коры головного мозга, повышают общий тонус. Учитывая значимость физкультминуток для поддержания работоспособности на занятии, необходимо обеспечить их разнообразие по содержанию, форме, т.к. традиционность, неизменность снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.
|