Первым шагом к постановке любого танца — является непосредственно знакомство с танцем, с историей происхождения, его характерными особенностями и содержанием. Послушайте музыку — определите ритм, размер, форму, темп, характер танца. Предложите детям импровизировать – придумать свои движения в танце, покажите видео танца, с демонстрацией основных движений.
Вторым шагом к постановке танца — является отдельная отработка элементов движения. Разобрать и показать из чего состоит, например, подскок, шаг польки (подскок и шаги), приставной шаг (шаг и «пружинка»), специфика шага полонеза или вальса.
Третий шаг — непосредственно разучивание движений танца, его постановка и композиция. Необходимо начинать разучивать движения танца с начала — дети должны точно представлять последовательность движения от начала доконца. Разучивание танца, рекомендуется разделить на несколько частей, чтобы детям легче было запомнить танец.
Танцевальная композиция «Полька»
На музыку И.Дунаевского «Полька» из к/ф «Кубанские казаки»
Задачи:
- развивать музыкальный слух: умения слышать начало и конец музыкальной фразы, чувства ритма, коммуникативные навыки, координацию движений, ориентироваться в пространстве
- познакомить с танцем полька, освоить основные движения
- развивать двигательные качества и умения: подскок, подскок парами, шаг польки, приставной шаг, боковой галоп отдельно и в паре
- передавать веселый и озорной характер в танце.
Рекомендуется включать в программы детских праздников и развлечений, концертов, в театральную деятельность. Например: в сказке «Кошкин дом» — «Танец гостей». В сказке «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха» — «Танец букашек-таракашек», в сказке «Золушка» — «Полька на балу», также можно использовать и в других сказках. А также в качестве разучивания танца на занятиях в рамках дополнительного образования по ритмике, хореографии для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Описание
В танце участвуют от 4 и более пар — девочки и мальчики 5-7 лет.
И.П. — танцующие стоят парами по кругу лицом друг другу: мальчики — спиной к центру круга, девочки — лицом.
Вступление:
1-2 такты: мальчики галантно выполняют поклон (поклон начинается с поднятия головы вверх и вниз — руки «полочкой» за спиной);
3-4 такты: девочки в отвечают «реверансом» (правая нога ставится на носок за левую — руки на «кринолине»);
1 фигура:
Музыка А
- такт: 3 хлопка в ладоши справа (голова слегка наклонена вправо);
- такт: 3 хлопка в ладоши слева (голова слегка наклонена влево);
- такт: 3 хлопка по коленкам (ноги слегка «в пружинке»);
- такт: 3 хлопка в ладоши друг друга;
5-8 такты: девочки двигаются боковым галопом к следующему мальчику по направлению круга (против часовой стрелки);
Реприза: повторение движений 1 фигуры (девочка продолжает двигаться боковым галопом вправо к следующему мальчику)
Музыка Б
И.П. — стоят парами (руки «лодочкой»)
1-2 такты — выполнить 4 шага боковым галопом в центр круга;
3-4 такты — выполнить «топотушки» по 3 шага на первые 3 «восьмые» каждого такта;
5-6 такты — выполнить 4 шага боковым галопом из круга;
7-8 такты — выполнить «топотушки» по 3 шага на первых 3 восьмушек каждого такта;
9-12 такты – пары кружатся на подскоках по направлению круга (против часовой стрелки);
13-16 такты — продолжают кружиться против направления круга (почасовой стрелки). В конце такта останавливаются и поворачиваются парами по направлению круга на боковой галоп — руки продолжают держать «лодочкой».
Музыка В
1-8 такты — двигаются парами боковым галопом по кругу (руки «лодочкой»)
Реприза: кружатся на подскоках, в конце фразы перестраиваются девочки спиной в центр круга, мальчики — лицом;
2 фигура
Музыка А
И.П. – стоя парами по кругу лицом друг другу: мальчики наоборот лицом к центру круга, а девочки – спиной. Движения повторяются, только теперь мальчики двигаются к следующей девочке по направлению круга (против часовой стрелки).
Повторяются движения (1 фигуры)
Музыка Б
Повторяются движения (1 фигуры)
Музыка В
1-8 такты — выполняют подскоки парами по направлению круга (руки «стрелочкой» или «корзиночкой»)
Реприза: повторяются движения репризы 1 фигуры, в конце фразы перестраиваются лицом к зрителям по одному;
3 фигура
Музыка А
1-4 такты – повторяются 1 фигуры;
5-8 такты — выполняют боковой галопом: девочки влево, мальчики вправо;
Реприза: повторение движений 1 фигуры;
5-8 такты — выполняют боковой галоп, возвращаясь на свои места: девочки вправо, мальчики — влево. В заключение фразы мальчики выполняют поклон, а девочки — реверанс.
Композиция танца «Полонез»
На музыку П.И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин»
Задачи:
- познакомить с жанром историко-бытового танца
- освоить шаг полонеза через переменный шаг с перестроениями
- чувствовать, ощущать 3-х дольный ритм, шаг на сильную долю выполнять от «плие» (приседания)
- формировать культуру поведения и манеру исполнения старинного танца.
Рекомендуется включать в программу детских утренников, развлечений, выпускных баллов, использовать в театральной деятельности.
Описание
В танце участвуют от 8 и более пар — девочки и мальчики 6-7 лет.
И.П. – стоят в шеренгах вдоль боковых стен — мальчик справа, девочка – слева. Руки «стрелочкой»: у мальчика правая, у девочки – левая. Вторые руки мальчики держат за спиной, девочки – на «кринолине» или поддерживая юбочку.
Вступление:
Слушают вступление музыки.
1 фигура
Музыка А
Двигаются по направлению круга (против часовой стрелки) шагом полонеза, образуя круг. В конце перестраиваются лицом друг к другу: мальчики спиной в центр круга, девочки – лицом.
Музыка Б
1-2 такты – мальчики выполняют приставной шаг с поклоном;
3-4 такты – тоже движение в левую сторону;
5-6 такты – девочки выполняют «реверанс» с приставным шагом в правую сторону;
7-8 такты – тоже движение в левую сторону;
9-10 такты – мальчик «предлагает» руку – девочка ее подает.
2 фигура:
Музыка А
И.П. – стоят лицом друг к другу (мальчик спиной к центру круга, девочка — лицом)
- такт – приставной шаг навстречу друг другу с правой ноги с приседанием, правые руки соединяются наверху;
- такт – приставной шаг назад выполняется с левой ноги, руки опускаются вниз;
3-4 такты – меняются местами, держась правыми руками;
5-8 такты – повторение движения 1-4 тактов;
9- 12такты – мальчик садится на одно колено, девочка, держась за правую руку мальчика, обходит его вокруг шагом полонеза. В конце фразы мальчик встает с колена.
Музыка В
И.П. – перестраиваются по кругу противоходом: девочки по направлению круга (против часовой стрелочки), мальчики – против направления круга.
1-8 такты–движение по кругу шагом полонеза пунктиром, подавая, чередуя друг другу руки: правые-левые.
Движение «пунктиром» выполняется шагом вовнутрь круга, из круга (как бы меняясь местами — мальчик с девочкой).
9-16 такты – повторить, если танцует большое количество пар.
3 фигура
Музыка А
Движение парами по направлению круга, затем через центр круга впереди расходятся, чередуясь парами на разные стороны на права и налево. Далее в конце дальней стены зала встречаются по 2 пары, образуя «четверки», проходят колоннами (держась за руки «стрелочкой») вперед.
Музыка А (реприза)
Повторяют движения 2 фигуры. В конце фразы мальчик встает с колена и заканчивает полонез поклоном – девочка — «реверансом».
Композиция движений Л.Р. Юлушевой
Использовалась авторская методика разучивания танца Т.Ф. Кореневой, А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», А. Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя».
Используемая литература
- Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2001.
- А.И. Буренина Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург, 2000.
- А. Евтодьева Методическое пособие «Учимся петь и танцевать играя». Калуга, 2012.
|