Автор: Шахбанова Нурият Рабадановна ГБОУ Школа №2051 г. Москва воспитатель
Аннотация:
В данной статье предлагается комплекс занятий, направленных на постепенное оздоровление детей младшего дошкольного возраста. Путем выполнения простой гимнастики с применением нехитрых тренажеров вряд ли можно будет решить проблему плоско-вальгусных ступней, например. Данным недугом страдает довольно большой процент детей, посещающий сады и другие учреждения (это видно по обуви, которые дети носят для коррекции). Однако, даже такой, казалось бы, незначительный режимный момент, как выполнение гимнастики после сна поможет воспитать в детях культуру физического поведения и постепенно закалить детский организм.
Скачать конспект
Ключевые слова: гимнастика, комплекс упражнений, тренажер
Целью физического воспитания в детском саду является не только формирование у ребенка основных движений – ходьба, бег, прыжки, но прививание любви к физической активности. Кроме нагрузки во время основной образовательной деятельности, к детям можно применять закаливание как один из видов систематической работы над формированием здорового организма. Закаливание – это приспособление организма к постоянно меняющимся факторам внешней среды. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания в условиях детского сада, следует подчеркнуть, что это сознательное применение определенного комплекса мероприятий, повышающих сопротивляемость организма. Закаливание детей надо начинать постепенно, так как дети младшего возраста наиболее восприимчивы ко всему новому. Вполне возможно, что в семье ребенка такие элементы закаливания, как например, босохождение или сон без пижамы вовсе не практикуется. Вдобавок ко всему следует принимать во внимание, что впервые зачисленные в ДОУ дети проходят через период адаптации, который для некоторых детей является довольно большим стрессом.
Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур неоспоримо. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, такими как: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей детей.
Нельзя предъявлять слишком больших требований к организму детей четвертого года жизни. Их опорно-двигательный аппарат все еще формируется и пока еще не в состоянии выдерживать длительные воздействия, интенсивные нагрузки или пребывание в одной позе в течение продолжительного времени. Одним из оптимальных методов закаливания считается гимнастика для ног при помощи различных снарядов и приспособлений. Она не требует сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы ее применения в умелых руках не представляют затруднений. Важным также представляется тот факт, что к этому моменту можно привлечь родителей. Так, можно, например, собрать разные ненужные безделушки (пуговицы, старые карандаши, ракушки и проч.) и сделать массажный (или сенсорный) коврик для хождения.
Комплекс гимнастики для ног (до и после дневного сна сна)
Оборудование: веревка с узелками (нестандартный тренажер для ходьбы по нему змейкой), массажные коврики (сделанные при помощи родителей), подушки с разными крупами, маленькие мячики, кегли (или скалки).
Понедельник
До сна – дети проходят по веревке, которая лежит на полу зигзагообразно.
Необходимо наступать на веревку всей ступней.
После тихого часа.
И.п. дети стоят на массажных ковриках
«Мишка»
Мишка, лапки подними (становятся на носочки, руки тянут вверх)
Мишка, лапки опусти (возвращаются в и.п.)
Мишка, Мишка, покружись (делают оборот вокруг себя)
А потом земли коснись (возвращаются в и.п.)
После этого дети идут по все той же змейке одеваться.
Вторник
До сна – дети идут по крупяным «кочкам», наступая на них поочередно. Можно проделывать упражнение прыгая.
После тихого часа
И.п. дети стоят на массажных ковриках
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась (стоят на ковриках), улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась (массируют лицо, как будто умываются)
Два – изящно покружилась (делают оборот вокруг себя)
Три – нагнулась и присела (приседают), на четыре – улетела (возвращаются в и.п.)
После разминки дети идут по «кочкам» одеваться.
Среда
До сна – дети раздеваются, сидят на своих стульчиках и ступнями катают мячики с шипами, которые раздает воспитатель. Сначала одной ножкой, потом другой. Продолжительность – 2 мин.
После тихого часа
И.п. дети стоят на массажных ковриках
«Медвежата»
Проснись дружок и улыбнись (закрывают и открывают лицо ладошками)
С боку на бок повернись и в медведя превратись (руки на поясе, наклон вправо и влево)
А медведи в чаще жили и головками крутили (наклоны головы поочередно вправо и влево)
Вот медведики идут, никогда не упадут (имитация ходьбы)
Мед в лесу они нашли, мало меда — много пчёл (махи руками)
Мишки по лесу пошли – и до садика дошли (имитация ходьбы)
Были медвежата – вернитесь же, ребята!
Четверг
До сна – дети раздеваются, садятся на свои стульчики и катают двумя ножками кегли (скалку) назад – вперед. Продолжительность – 2 мин.
После тихого часа
И.п. дети стоят на массажных ковриках
«Дождь»
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше (барабанят пальцами по ладошке)
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки (поднимаются на носочках, вытягивая руки вверх)
Уходи от нас скорей (машут руками)
Вот и солнышко пришло, стало тут у нас светло (поворачиваются вправо, влево)
Вот на пальчики мы встанем и совсем большими станем (становятся поочерёдно на пальцы ног – пятку)
Пятница
До сна – дети раздеваются и проходят к своим кроваткам через массажный коврик с речными камушками.
После тихого часа
И.п. дети стоят на массажных ковриках
«Зайчишки»
Так, ребята-ребятишки, превратитесь-ка в зайчишек
Ножки дружненько согнули, выше, выше потянули (высоко поднимают ножки, согнутые в колене)
Вот увидели лисичку, испугались и затихли (прижимают руки к груди, затаив дыхание)
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим (имитируют бег)
|