Смирнова Ульяна Михайловна воспитатель группы раннего возраста МБДОУ Детский сад №4 п. Максатиха Тверская обл.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, игры, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушливый цветок» В. Сухомлинский.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено оно, на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешного обучения ребёнка в дальнейшем.
Все мы знаем, что в современном мире родители мало внимания уделяют своим детям. Им проще, включить телевизор или компьютер, чем поиграть, почитать, или даже просто пообщаться со своим ребёнком. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности ложится на плечи воспитателя.
Наша группа работает по программе «Из детства- в отрочество» Ранний возраст под редакцией Т.Н. Дороновой. Эта программа помогает нам правильно организовать занятия и самостоятельную деятельность детей, периоды бодрствования и отдыха.
Известно, что ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно её интеллектуального развития. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.
Основными достижениями раннего возраста являются:
- овладение телом;
- овладение речью;
- развитие предметной деятельности.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребёнка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие. Благодаря действиям с предметами у ребёнка происходит накопление чувственного опыта, который ребёнок ещё не может выразить словами, но он практически осваивает окружающий мир.
В раннем детстве на первый план выдвигаются следующие образовательные задачи:
- Создавать условия для сенсорного, наглядно-действенного познания окружающего мира;
- Содействовать развитию интереса к предметам, окружающим детям;
- Способствовать появлению элементарных представлений о природных объектах, которые ребёнок может видеть дома и на картинках.
- Учить различать не только предметы, но и их свойства.
В этот период жизни с 2 до 3 лет особое внимание уделяется развитию активного словаря. Как это делать? И на что обращать внимание? Прежде всего, мы стараемся развивать способность понимать речь окружающих, учим расширять ориентировку в окружающем, воспитываем внимание и интерес к явлениям природы, к разнообразным предметам, учим находить их изображение на картинках и обозначать их словами. Всё это способствует формированию первичных представлений об окружающем мире, установлению простейших связей между предметами и явлениями.
Так же, я считаю, что необходимо развивать разговорную речь детей, используя любые поводы для разговора с ними: во время прогулки, говорить с детьми во время одевания и раздевания, во время кормления и умывания, во время игры, побуждать детей к высказыванию своих мыслей, своего мнения, учить отвечать на вопросы, обращаться с вопросами к взрослому.
Познавательное развитие ребенка раннего и младшего дошкольного возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами развивающей предметной среды. Только в яркой, интересной и доступной среде возможно познавательно – речевое развитие детей.
С целью создания эффективной, развивающей предметной среды у нас в группе созданы: уголок познавательного развития, в котором имеется художественная литература, разнообразные дидактические, настольно печатные игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по русским народным сказкам.
Для развития ролевой речи дети имеют возможность играть в «Шоферов», «Больницу», «Дочки – матери».
Так же хочется выделить разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, сюжетно – дидактические, игры- драматизации, музыкально – коммуникативные, игры – забавы. Например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждаем детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры «Напоим куклу чаем», «Мишка заболел», «Кукла в гости к нам пришла».
Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от развития движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук используем пальчиковые игры, мозаики, шнуровки, разнообразные конструкторы.
Ведущим познавательным процессом малышей является восприятие. Это слух, зрение, осязание, обоняние, вкус и сенсорные действия. И, конечно же, без дидактических игр, рассматривания картинок, чтения книг, слушания песен здесь не обойтись. Всё это помогает детям запомнить предметы, явления и одновременно их словесные обозначения.
В заключение хочется сказать, что благодаря кропотливой работе по познавательно – речевому развитию, ребятки, переходя в дошкольные группы, успешно продолжают расти, воспитываться и развиваться.
Используемая литература:
- Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Н. Голубева программа «Из детства – в отрочество» — М: Детям 21 века, 2006 г.
- Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие» М: Мозайка-Синтез Творческий Центр Сфера, 2003 г.
|