Ивонина Елена Викторовна. Сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Ивонина Елена Викторовна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 общеразвивающего вида» с. Выльгорт, Республика Коми Сыктывдинский район

Аннотация: в статье раскрываются особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста, рассматриваются эксперименты, опыты и исследования, как эффективное средство развития сенсорных эталонов, формирования сенсорной кульуры и развития познавательного интереса.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, восприятие, любознательность, ранний возраст.

 Скачать приложение

Я хотела поделиться своим реальным опытом работы. Когда я работала в старших групах, познавательно-исследовательская деятельность у нас была одним из приоритетных видов деятельности. Мы экспериментировали и исследовали и делали выводы практически каждый день и в группе и на прогулке – словом везде, где это было возможно. Но дети выросли и ушли в школу… А сейчас я работаю в группе раннего возраста. И поначалу думала, что исследовательскую деятельность с такими маленькими детьми будет организовать проблематично, но потом поняла, что дети такого возраста познают и исследуют не каждый день, как в более старших группах, а каждый час и даже каждую минуту… Как же я ошибалась, что с малышами будет трудно экспериментировать и исследовать. Ничего подобного. Они впитывают все как губка и проявляют еще большую инициативу в исследовании и экспериментировании

У детей в раннем возрасте экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Особенно это помогает отвлечь ребенка при адаптации. Когда ребенок плачет и все мысли его только о маме и почему она его здесь оставила, то я часто предлагаю ему поиграть сенсорную коробку, тазик с водой или песочницу с кинетическим песком. Ведь вода и песок оказывают релаксационное действие, снимают излишнюю тревожность и агрессивность

Познавательно-исследовательская деядельность зарождается в раннем детстве и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия и сенсорные эталоны.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.) От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Поэтому тему своего самообразования я сформулировала так: сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

  • Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.
  • Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее), умения правильно применять данные действия.
  • Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвется, промокает и так далее).
  • Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.
  • Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
  • Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами

Таким образом, цель моей работы – это создание условий для формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме
  2. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  3. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному развитию детей
  4. Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт в процессе исследовательской деятельности.
  5. Определить возможные пути сенсорного развития детей в процессе исследовательской деятельности
  6. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
  7. Формировать целостную картины мира, расширение кругозора детей.
  8. Повышать уровень знаний у родителей по ПИД и воспитанию дошкольников, приобщать к организации экспериментирования дома в семье.

На первом этапе был составлен тематический план опытно-экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Каждый месяц мы с родителями подготавливаем и создать игровой материал (звучащие, тактильные игрушки и для развития мелкой моторики); для пополнения нашей мини лаборатории.

С родителями были проведены онлайн консультации по «Созданию условий для экспериментирования детей дома» и «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста.

Хоть я и работаю в этом направлении всего два месяца – я понимаю, что проведенная мною работа, приносит свои результаты. Я вижу как дети становятся любознательными, пытливыми, инициативными и мотивированными к исследованию. Стремятся познать мир и стать более самостоятельными в этом познании, у них появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Считаю очень важным моментом экспериментировать и исследовать на протяжении всего периода адаптации – для улучшения эмоционального фона и сплочения членов такого маленького коллектива.

Просмотров: 518
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Биннатова Гунель Асим Кызы. «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми раннего возраста»
  • Земскова Елена Михайловна. «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Наше настроение».
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Смирнова Ульяна Михайловна. Опыт работы на тему: «Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста»
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Филиппова Инна Петровна. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: «Выведение цыплят в домашних условиях»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна. Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Терещенко Наталья николаевна. «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Юлия Полякова. Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Половкова Алёна Александровна. Бизи-борд, как средство развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь