В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.
Уголок речевого развития был создан совместно с родителями,
с целью всестороннего развития речи наших дошкольников.
Уголок включает в себя и помогает решать следующие задачи:
Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Развитие речевого дыхания: Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.
Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит».
Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…
Для многих тематических игр хорошим игровым полем служит сенсорная коробка. Развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, связная речь, воображение, фантазия. Ребята обожают обыгрывать в такой «коробочке» свои песочные сказки.
Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.
Пополняем словарный запас: Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.
Речевой уголок расположен рядом совместно с книжным, что
способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Содержание речевого уголка:
- Картотека артикуляционных упражнений.
- Комплект зеркал (с ручкой).
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).
- Предметы для поддувания.
- Дидактические игры на обогащение словаря.
- Дидактические игры на развитие грамматического строя речи.
- Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
- Картотека игр на развитие фонематического восприятия.
- Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки, пазлы –буквы и т. д.)
- Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
- Каототека подвижных игр с художественным словом.
- Картотека игр антонимы синонимы.
- Сборник детских книг для детей 4-5 лет.
|