Краткосрочный проект на тему "Лекарственная кладовая Краснодарского края"
Автор: Гречкина Милана 6 лет, воспитанница старшей группы МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20
Руководитель проекта: Гречкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20.
Актуальность.
В ФГОС ДО одними из основных принципов являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
Тема проекта «Лекарственная кладовая Краснодарского края» представляется мне актуальной и значимой, потому что в процессе изучения лекарственных растений Краснодарского края формируются навыки мыслительных действий, анализа, развивается познавательный интерес и любознательность, активизируется и развивается речь.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.
Наблюдая и рассматривая растения в саду, огороде, парке мы с мамой узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью детей и взрослых, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора.
Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах; трава является пищей птиц, насекомых и животных. Но, при более внимательном изучении лекарственных трав, мы поняли, что знаем о них очень мало. Появилось желание научиться находить, собирать лекарственные растения. А для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания! Как развивать любовь к природе и стремление познавать, защищать окружающий нас мир? Именно поэтому мы решили включиться в экологический проект, который так и назвали "Лекарственная кладовая Краснодарского края".
Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях нашего края, в каждом доме (в саду, огороде), известны и знакомы, непознанные и таинственные! Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе и познавательный интерес ко всему живому, осознание важности их охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения необходимо воспитывать с самых ранних лет.
В ходе реализации данного проекта, каждый участник внес свой в клад в достижение цели.
Гречкина Милана, воспитанница старшей группы МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №20, выступила автором данного проекта, в основу легли её интересы. Девочка изучала лекарственные растения, которые произрастают на территории родного Краснодарского края.
Мама, помогала Милане. Они вместе собирали, знакомились, искали, в общем изучали мир лекарственных растений. Знакомились с миром целебных трав родного Краснодарского края, правилами их сбора, применения для оздоровления организма человека.
Арутюнов Самвел Геворкович – папа, не оставался в стороне, он совместно с дочерью при помощи интернет ресурсов изучал места произрастания лекарственных растений.
Гречкина Елена Александровна — воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад №20 проводила беседы с родителями и воспитанницей. Консультировала в ходе реализации проекта. Осуществляла оформление данного проекта.
1. 2 Цели, задачи, метод работы.
Цели работы: создать условия для ознакомления детей с миром
лекарственных растений, правилами их сбора, применение для лечения
человека, животных.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального фона,
способствующего освоению ребенком знаний о лекарственных растениях Кубани.
2. Формирование элементарных знаний доступных пониманию ребенка- дошкольника о лекарственных растениях родного края.
3. Развивать познавательный интерес к миру природы родного города, края.
4. Воспитывать желание бережно использовать лекарственные растения; пользоваться их целебными свойствами для лечения и укрепления здоровья.
Тип проекта:
Информационно – исследовательский, творческий.
Вариативная модель организации деятельности ребёнка и родителей.
- Сбор литературы о лекарственных растениях: загадки.
- При подготовке к организации наблюдений за лекарственными растениями выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.
- Работа над альбомом «Живая аптека»
- Консультации для родителей.
Гипотеза: предположим, что мама права, и в нашем городе Армавире и крае действительно растут лекарственные растения.
Как проводилось исследование:
- семейные походы;
- читали с родителями информацию о лекарственных травах;
- собрали лекарственные травы, которые произрастают в нашем крае;
- выясняли, как используют лекарственные растения в целях лечения.
- создали альбом «Лекарственные растения Кубани»
2. Основная часть.
Вот как все начиналось. В нашей группе мы беседуем на тему «Наша малая родина – Кубань». Воспитатель, Елена Александровна, рассказывала нам о том, что в нашем родном городе Армавире и Краснодарском крае, растет очень много лекарственных растений. Я то думала, что лекарственные растения можно купить только в аптеке, вот в таких ярких упаковках, но как выяснилось –не только.
Недавно мы побывали в поселке Каменномостском, где посетили удивительный монастырь. В монашеской лавке купили сбор травяного чая, собранный монахами. И нам показали, как правильно заваривать целебный "Витаминный чай". Все были поражены вкусом травяного чая. Мама объяснила мне, что такие сборы можно делать самому – для меня это было интересное открытие. Мы даже немного поспорили с мамой на тему – есть ли такие растения у нас в городе и сможем ли мы их найти и заготовить. Так пришла идея нашего проекта. Мои родители очень любят ходить в походы, путешествовать, особенно в Отрадненском районе. Нам с братом тоже стало немного интересно. Мы с мамой и папой решили все вместе исследовать места произрастания лекарственных растений. Где же, где же эти травы? И в оврагах можно найти лекарственные растения, в лесах, и в полях, и у дорог, высоко высоко в горах…И даже на грядках в огородах.
С мамой мы прочитали книгу «Лекарственные растения Краснодарского края». И узнали, как много лекарственных растений существует. Я даже не догадывалась, как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Он стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав.
Мы составили схему,
где можно найти лекарственные растения в нашем Краснодарском крае:
Дальше мы собирали лекарственные растения по нашей схеме. Еще мы с мамой придумали интересную игру.
Дидактическая игра "Зеленая аптечка. "
Программное содержание: познакомить детей с лекарственными растениями, дать представление о применении их в жизни человека.
Необходимое оборудование: картинки- ребенок с завязанным горлом, ранка на руке, кружка с чаем, ромашка, шалфей, подорожник, мята, душица, крапива.
Ход игры: В игре принимают участие 2-3 ребенка. Ребенок выбирает к примеру картинку-ребенок с ранкой на руке- соответствует картинка- подорожник или ребенок с завязанным горлом- соответствует картинка-ромашка, шалфей (полощут горло при ангине). Ребенку мама капает носик соком каланхоэ- соответствует картинка –растение каланхоэ.
Исследование продолжилось посещением различных мест нашего края с целью обнаружения лекарственных растений. Осенью я познакомилась с еще одним видом лекарственного растения. Была в гостях в поселке Никитино. Какая же там природа! Как –то бабушка мне сказала:
- Сегодня на обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
- Крапивные?
-Да, — ответила бабушка. — А вы нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я поняла, что траву нельзя безоглядно называть сорной.
- Да, бабушка была права людям есть за что благодарить крапиву.
Я (Милана) нашла в интернете раскраски "Лекарственные растения", раскрасила рисунки, затем с мамой мы нашли информацию о лекарственных травах. Затем мы приступили к сбору лекарственных растений и оформлению альбома. На страницы альбома мы приклеивали картинки и названия лекарственных растений затем приготовили пакетики и в эти пакетики раскладывали заранее заготовленные сушёные травы, цветы. Со сверстниками в детском саду я поделилась «книгой» собственного изготовления — на тему "Лекарственные растения Краснодарского края". Ребятам было очень интересно, многие задавали вопросы, на которые я уже готова была ответить. Да все это благодаря изучению лекарственных растений. Также я загадывала детям загадки о лекарственных растениях. Вместе с мамой мы посетили «Зеленую аптеку», встретились с фармацевтом; и она нам рассказала о том, как можно использовать лекарственные растения, от каких болезней они помогают. Дома вместе с мамой мы собрали «Аптечку» из лекарственных трав. В эту аптечку мы положили только те травы, которые мы собрали сами на территории нашего Краснодарского края.
Со старшим братом, мы посадили "Витаминную грядку". На которой будем выращивать лекарственные растения, прямо дома: мяту, каланхоэ, алоэ, герань). В ближайшее время планируем высадить семена календулы. А хочу я посадить календулу потому что, когда болела моя лемурчик, именно компрессы из отвара цветков календулы помогли ей. Да, это лекарственное растение помогло выздороветь любимому питомцу- Леле!
Как проводилось исследование:
- беседовали с людьми;
- читали с родителями информацию о лекарственных травах;
- собрали лекарственные травы, которые находятся в нашем крае;
- выясняли, как используются лекарственные травы в медицине.
- вырастили лекарственные растения в доме "Витаминная грядка"
Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседа, самостоятельная творческая деятельность.
Загадки «Доскажи словечко».
Жёлтый цветик в поле рос, На него зимою спрос: Семена целебно-жгучи, Греют, будто летний лучик.
Так с простудою сразиться Помогает нам...
(ГОРЧИЦА!)
Коль дитя вдруг простудилось, Горло сильно воспалилось, Мама даст ребёнку в чашке Чай из цветиков...
(РОМАШКИ!)
В цветах, и ствол его с шипами, На вид как роза, но с плодами. Полезней родственницы статной: Напитком с давних пор он знатный.
Подскажет вам любой садовник, Что ценен свойствами...
(ШИПОВНИК!)
Сидит на палочке В красной рубашечке, Брюшко сыто — Камнями набито.
(Шиповник)
К дереву прижмётся И кверху змейкой вьётся. А под осень выйти в сад — Гроздья жёлтые висят
(Хмель)
Что за древо-медонос Манит пчёл, шмелей и ос? И людей зовёт, пленит Мелких цветиков магнит.
От простуды и от гриппа Нас спасает в зиму...
(ЛИПА!)
Коль в ночи опять не спится, Не сомкнуть никак ресницы, Простынь в ёрзаньи измята — Выпей чай из листьев...
(МЯТЫ!)
В сенокос горька, А в мороз — сладка, Что это за ягода?
(КАЛИНА)
В нём почти сто метров роста, На него залезть непросто! Из Австралии был он К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа — Осушение болота.
(Эвкалипт)
Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала,
Разом сделалась она Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
3. Заключение.
Мы рассказали сверстникам и взрослым все, что узнали о лекарственных растениях. Изготовили аптечку из лекарственных трав. А также оформили книжку "Лекарственные растения Краснодарского края ". Результатом исследовательской работы считаем то, освоили некоторые способы использования лекарственных трав, для лечения людей; вырастили лекарственные растения в домашних условиях.
По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:
- некоторые растения излечивают от недугов;
- наш край "Настоящая кладовая здоровья"!
- В лесах родного Краснодарского края, на наших полях растет очень много разных лекарственных трав.
Таким образом, наше предположение о том, что лекарственные травы растут в нашем крае подтвердилось. А также подтвердилась гипотеза о том, что возможно, сделать "Витаминную грядку" из лекарственных растений у себя дома.
«Мой край как сказочное царство, Здесь везде растут лекарства: В каждой травке, в каждой ветке- И микстура и таблетки.
Ну, а что и как лечить- Мы вас можем научить. Все целебные растения Знаем мы без исключения
Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить все те растения, Что пригодны для лечения!»
Мы с мамой рассказали воспитателям и детям нашей группы о том, что узнали и подарили альбом детскому саду.
Результатом нашего проекта считаем:
Гипотеза подтверждена:
- мы смогли найти лекарственные растения и собрать эти дары кладовой природы;
- мама оказалась права, в нашем крае, действительно, растут лекарственные растения.
Ведь издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.
По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы: очень многие растения способны нам помочь при различных недугах. Краснодарский край богат лекарственными растения. Нам необходимо немного знаний и желания – и все люди смогут помогать себе лечиться без химии, при помощи целебных свойств растений.
4. Информационные ресурсы.
- В.К. Лавренов «Полная энциклопедия лекарственных растений»
- Н.В. Казаринова «Здоровье дарят комнатные растения»
- Интернет ресурсы.
- Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
- Вольпер И.Н. Легенды и быль о лекарственных травах: Издательство «Экономика». 1969.
Интернет-ресурсы:
Консультация для родителей Целебная сила растений
Не секрет, что растения это самые эффективные лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на основе лекарственных растений.
Целебная сила растений известна уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3 тысячелетием до нашей эры.
Так, египетские папирусы донесли до нас информацию о использовании десятков растений и способов их использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок, касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились «Веды», которые содержат сведения о растениях, которые широко использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых используется и в наши дни. С развитием торговли жители Европы получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов. Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими антисептическими и болеутоляющими свойствами. Вскоре ботаники стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан канон травоведения, в который входило 250 видов растений с подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в области использования лекарственных растений. Первой европейской книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600 видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие языки и получила широкое практическое применение. В средние века европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы.
Так в Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены свидетельства о том как монахи в качестве обезболивания использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения крови. С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту, происходит переломный момент в отношении использования лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми. Хотя некоторые ученые, такие как Калпеппер, пытались возродить уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием способов применения некоторых растений до сих пор пользуются уважением и используются на практике
Некоторые страны до сих пор отдают предпочтение народной медицине, широко используя знания, передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что современная медицина многого достигла в фармакологии, люди сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания по прежнему остаются на высоком месте среди населения.
Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом наших предков.
|