Цель: расширение представлений детей о народном декоративно-прикладном искусстве, знакомство с предметами быта, изготовленными из бересты мастерами Кемеровской области.
Задачи.
- Познакомить детей с берестой, как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения, с технологией её обработки и видами декоративных изделий из неё.
- Пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству Кемеровской области.
Обогащение словаря: кора, береста, кружево, теснение, орнамент, резьба, пахучая, ломкая, шило, циркуль, резец.
Предварительная работа: рассматривание альбома И.А. Лыковой «Чудеса из дерева», беседа о русской красавице — березке.
Оборудование: изделия из бересты, фоторепродукции, инструменты -линейка, циркуль, нож, резец, шило; альбом «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37), дидактическое пособие «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 31), презентация «Береста Сибири».
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас на необычную экскурсию в наш мини- музей народного декоративно- прикладного искусства. А вот о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из стихотворения.
Все предметы не просты, Необычной красоты! Украшения и посуда- Это все из бересты!
Воспитатель. Так о чем мы с вами будем говорить? (Ответ детей)
Как вы думаете, изделия, которые находятся в нашем музее, из чего сделаны? (Ответ детей).
Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций из альбома «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37).
Воспитатель. Белая береза, пожалуй, самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в самую пасмурную погоду, светло и радостно. О белостволой красавице сложено много песен и легенд, чудесных сказок. С ней связаны старинные обряды. Люди по-разному использовали ценные свойства прекрасного белостволого дерева. Из березовой коры, так называемой бересты, делали самые разнообразные легкие, прочные и очень красивые вещи: посуду, короба, лукошки, кружки, туеса, шкатулки и многое другое.
Кто из вас знает, что такое береста? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей. Береста или берёста — верхний слой коры молодой березы, прочный и достаточно эластичный. Приятно кремового цвета.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как ее заготавливают? (Ответы детей)
Заготавливают бересту ранней весной, слой аккуратно снимают с дерева и обрабатывают. Чтобы она стала пригодной для изготовления всех этих полезных предметов, ее делают плоской (кладут кусок коры под пресс), затем шкурят и шлифуют (при помощи наждачной бумаги счищают с коры грубые высохшие частицы, делают поверхность бересты гладкой). После этого мастера вырезают заготовку нужной формы, при необходимости скрепляют их между собой и украшают узорами). Вспомните, какими инструментами пользуются мастера, вырезая узоры.
(Дети перечисляют инструменты и находят их на демонстрационном столе — линейка, циркуль, нож, резец, шило).
Берестяное кружево вырезают и наклеивают на заготовку будущего изделия.
Посмотрите на эти затейливые узоры. (Показывает изделия с разными видами узоров.) Если мастер вырезал листья и цветы – получался растительный орнамент. Геометрический узор состоял из кругов, треугольников, квадратов и т. п. Самым сложным считался жанровый узор – изображения птиц, животных и человека.
Физминутка «Весёлая берёза»
Берёзка в белом сарафане (Шаги на месте Весною водит хоровод. руки на поясе, Звенит серёжками тихонько повороты в правую и левую сторону, И птичек в гости всё зовёт ритмичные взмахи руками к себе).
Раскроет свои руки-ветки, (Руки в стороны, Опустит ветки-пальцы вниз, сводят руки к центру вниз). Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис. (Ритмичное покачивание рук над головой).
Воспитатель. Каждый мастер и народный умелец старался придать своему изделию какую-то особенность, и поэтому изделия часто украшали различной резьбой, теснением или росписью.
Есть такой мастер берестяных дел и у нас в Кемеровской области — это Юрий Михайлов.
Юрий Михайлов — народный мастер из Мариинска. В старину таких называли берестяных дел мастера. Сегодня его туеса украшают музеи, частные художественные собрания в стране и за рубежом. С ними он поведал мир, был участником международных ярмарок, выставок, фестивалей.
Берестяное творчество принесло мастеру широкую известность и признание. Оно стало делом его жизни. Он один из основателей берестяного промысла — уникального явления местной художественной жизни, ярко обозначившего Кузбасс на культурной карте страны. С его легкой руки, обучившей навыкам ремесла многих желающих, возникли коллективы мастеров в Мариинске, Кемерово, Прокопьевске. Юрий Михайлов стал организатором музея «Береста Сибири», закрепившим значение промысла.
(Презентация «Береста Сибири»)
Воспитатель. Его имя прославило маленький провинциальный городок и, как дань — присвоение Михайлову звания «Почетный гражданин города Мариинска»
Город деревянный и простой С древней самобытной красотой, Люди в нем живут красивые И в делах счастливые.
Именно береста помогла Михайлову осознать самого себя, свое место в жизни; она пробудила силы и раскрыла возможности. Через бересту открылся ему неизбывный в своей красоте и величии мир народного искусства (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фотографий и изделий из бересты Ю. Михайлова).
Воспитатель. Сейчас ребята, я предлагаю вам поработать с дидактическим пособием «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 31).
(Закрепление материала)
- Почему березку в России называют любимым деревом?
- Что такое береста?
- Как правильно заготавливать бересту?
- Какие изделия изготавливают из бересты?
- Как украшают изделия из бересты?
- Что такое «Берестяное кружево»?
- Какие инструменты понадобятся мастеру для работы с берестой?
- Мастер берестяных дел в Кемеровской области?
- Что организовал Ю. Михайлов и какие изделия находятся в музее «Береста Сибири».
- Понравилась ли вам экскурсия в мини-музей? Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает).
|