Андреева Татьяна Юрьевна. Экспериментирование в средней группе. Методическая разработка проекта «В гостях у Знайки»

Экспериментирование в средней группе. Методическая разработка проекта «В гостях у Знайки»Экспериментирование в средней группе. Методическая разработка проекта «В гостях у Знайки»

Воспитатель: Андреева Т.Ю. с. Сергиевск 2019 г.

Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети средней группы №9 родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 1 год.

Актуальность

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

 Скачать конспект

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями

его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

1 этап: Подготовительный.

Цель:

Создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
  3. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
  4. Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.
  5. Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.
  6. Создать необходимые условия для формирования практических и умственных действия детей среднего дошкольного возраста.
  7. Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
  8. Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
  9. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  10. Знакомить воспитанников со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
  11. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  12. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  13. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  14. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
  15. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОО и дома.

Ожидаемый результат:

  1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
  2. Проявление у детей познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
  3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду.
  4. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
  5. Сформированность коммуникативных навыков.
  6. Дети знают назначение органов чувств.
  7. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.
  8. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.
  9. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
  10. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
  11. У детей пополнился словарный запас.
  12. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
  13. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
  14. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Формы взаимодействия:

Формы образовательной работы с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Игровая деятельность.

Формы работы с родителями:

Консультации; «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром». «Волшебная водичка». «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».

Памятки; «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

Буклеты. «Водные процедуры». «Играем с мыльными пузырями».

Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Формы работы с педагогами:

Открытые занятия;

Консультации.

Подготовка к реализации проекта:

  1. Подобрать методическую литературу по теме.
  2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
  3. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
  4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
  5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.
  6. Составить перспективный план проведения экспериментов.

Методическая литература

  1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников ТЦ «Сфера». 2018 г.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2011г.
  5. этап: Практический

 

Месяц

Темы экспериментирования

Задачи Экспериментирования

Сентябрь

«Органы чувств»

  1. Носарий.
  2. Язычок – помощник.

«Вода – водица»

  1. Окрашивание воды.    
  2. Вода принимает форму .

Познакомить с функцией носа, его строением.

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Выявить свойства воды (прозрачная, но может менять свою окраску, без запаха, льется, имеет вес), некоторые вещества в воде растворяются.

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Октябрь

«Песок, глина, бумага, ткань, пластмасса, резина»

  1. Выявить свойства песка.
  2. Бумага, ее качества и свойства.
  3. Ткань, ее качества и свойства.
  1. Пластмасса и резина, качества и свойства.

Выявить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленить ее качества ( цвет, белизна, гладкость, толщина).

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества ( толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость).

Научить узнавать вещи из пластмассы и резины, определять качества ( структура поверхности, толщина, цвет).

Ноябрь

«Свет, Цвет»

  1. Что в коробке?
  1. Теневой театр.
  1. Волшебная кисточка.
  1. Раскрасим радугу.

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Познакомить детей с цветами радуги. Получить оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.

Декабрь

  1. Семейный проект «Опыты на кухне» + папка-передвижка в родительском уголке по данной теме.
  2. Замёрзшая вода.
  1. Изготовление цветных льдинок.
  1. Разноцветные шарики.

Взаимодействие родителей и детей с  целью получения какого-то результата

 

 

 

 

 

Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды жидким-   твердым.

 

Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Январь

«Снег, какой он?»

  1. Создание «копилки опытов и экспериментов.
  2. Волшебная рукавичка.
  3. Мы фокусники.

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Февраль

«Вес, притяжение»

  1. Угадайка.

« Звук»

  1. Почему все звучит.
  1. Откуда берется голос?

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера.

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие по охране органов речи.

Март

« Теплота»

  1. Где быстрее?
  1. Как согреть руки?
  1. Таинственные картинки.
  1. Все увидим, все узнаем.

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости ( лед- вода, вода –лед).

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться ( трение, движение; сохранение тепла).

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее назначением.

Апрель

«Огород на подоконнике»

  1. На свету и в темноте.
  2. В тепле и в холоде.
  3. Фабрика питания.
  1. Может ли растение дышать?

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Показать, что растение само себя может обеспечить питанием.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Май

«Воздух – невидимка»

  1. Реактивный шарик.
  2. Ветер в комнате.
  3. Вертушка.
  1. Солнечные зайчики.

Помочь выявить свойства воздуха, понять, как может использоваться сила воздуха.

Выявить, как образуется ветер.

Учить отражать имеющиеся представления в преобладающей деятельности, работать с бумагой и ножницами.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

3 этап: Заключительный.

  • Оформление материала проекта.
  • Совместная работа детей, родителей и педагога.
  •  Презентация проекта.
Просмотров: 740
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна. Связь экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Демкова Ольга Васильевна. Конспект по исследовательско-экспериментальной деятельности «Незнайка и Солнечные зайчики» для детей среднего дошкольного возраста
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Марина Владимировна Ермолаева. Экспериментирование как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Назарова Елена Владимировна. Проект по экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ. «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Конева Светлана Васильевна. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь