Юнг и алхимия: интервью с Томасом Муром.

(Томас Мур является блестящим примером прикладного использования аналитической психологии. Он не работает психотерапевтом или юнгианским функционером, но является всемирно известным писателем, практически миллионером, благодаря умению популярно излагать юнгианские идеи широкой аудитории. Прим. Переводчика.)

Роберт Хендерсон

Опубликовано в “Spring. A Journal of Archetype and Culture”, №74, 2006 г.

Томас Мур родился в Детройте, штат Мичиган. В 13 лет он поступил в семинарию при католической церкви, но оставил ее до получения сана и позже получил степень доктора в религии от университета Сиракуз. Среди его многочисленных книг - «Забота о душе», «Религия души», «Душа секса», «Темный эрос», «Ритуалы воображения», «Планеты внутри», «Голубой огонь», «Медитация», «Соратники», «Магия повседневной жизни», «Учение сердца», «Книга Иова», «Изначальная Самость», «Темная ночь души». Он живет с женой и двумя детьми в Нью-Гемпшире.

Х.: Как вы заинтересовались Юнгом?

М.: Я прочитал «Проблемы души нашего времени» ближе к 30-ти годам. Но когда я поступил в университет Сиракуз, чтобы работать над докторской степенью по религии, Дэвид Миллер определил мне собрание сочинений Юнга в качестве обязательного чтения. Я быстро прочитал их, получив общее представление, и особенно заинтересовался алхимией и феноменологией религии. Я прочитал во второй раз и заинтересовался Юнгом вне Юнга, не его системой, а материалами, которые он использовал, так сказать, prima materia. Это было время моего пробуждения, и Юнг сыграл главную роль. Я помню, как был вдохновлен после чтения «Символизма мессы». Я не так давно покинул религиозную семинарию и был признателен Юнгу за глубокое понимание материала, который был мне хорошо знаком. «Воспоминания. Сновидения. Размышления» многому научили меня о психотерапии, научили не интерпретировать с излишним напором, а связывать сны с другими видами воображения.

Х.: Не расскажете о Юнге вне Юнга – что заинтересовало вас?

М.: Есть много Юнгов, может быть, столько же, сколько его читателей. Систематический Юнг показался мне занимательным, но совершенно не стоящим доверия. Его анима, анимус, тень, Великая Мать были похожи на структуру пути у Джозефа Кэмпбелла - все слишком просто. Жизнь является слишком уникальной и сложной, чтобы ее так редуцировать. Есть момент в редукции, когда она приводит к упрощению, но не к прояснению. Мне очень понравилась книга Юнга «Воспоминания. Сновидения. Размышления». Меня не заботила подлинность этой биографии. Это история жизни с акцентом на самых значимых вещах, особенно на хитросплетениях жизненного пути. Она не является исповедью в обычном смысле – не предлагает тайны внешней жизни, но вместо этого указывает на те места, где эмоции и фантазии вместе открывают ключевые вехи жизни и фундаментальные ориентиры. Она более тонкая и сложная, чем теория, описанная в редуцированном юнгианстве.

Меня притягивал Юнг-алхимик. Его работы по алхимии являются моделью для исследования традиционного воображения и связывания его с современным опытом. Недавно один поэт сказал: «Мне нравится моя алхимическая направленность, хотя я не читаю Юнга». Мне нравится вникать в сложные образные системы, но я не желаю превращения любой традиционной системы в современные теории. Юнг был очень сдержанным в применении своей теории к алхимии, или в редукции алхимии до теории. Я прочитал «Психологию переноса» много раз и каждый раз находил что-то новое. Мне нравится больше всего в Юнге то, что он сохранял тайну, хотя работал над ее прояснением.

Мне нравится Юнг как историк религии и феноменолог, и я не уделяю много внимания тем местам, где он излишне психологизирует или юнгинизирует эти традиции. Для меня он открывает древние образы, чтобы они могли проживаться. Первые прочитанные мною его эссе – это «Символизм мессы» и «Айон». Я не стал юнгинизировать свой мир, но я смог разговаривать с этими традициями на языке, который сделал их для меня понятными. Я продолжаю это делать в своей работе.

Я люблю Юнга прежде всего как Мага. Мне нравится его поворот в сторону магии, высших явлений, астрологии, экстрасенсорики, психических способностей. Здесь у нас есть возможность отойти от современности и вернуться к волшебной жизни. Модернистский миф убивает нас, дегуманизирует нас и делает нас все более самоуверенными. Юнговское понимание магии отделяло его от Фрейда и даже от тех юнгианских рационалистов, которые стеснялись его эзотеризма. С первого момента прочтения Юнга я увидел, что он пытался идти обоими путями и сделать свою психологию и рационалистической, и эзотерической. Я хотел бы, чтобы он доверял духовному и магическому больше. Мне также нравится Юнг как неморализирующий любовник. Сегодня есть люди, которые осуждают его за его личную жизнь. Мне кажется, мы не должны никого критиковать за сексуальные привычки. Это было бы слишком высокомерно. Так что есть много Юнгов, но пока достаточно перечислять.

Х.: Что такое алхимия, и почему вы считаете ее важной?

М.: Я не настолько сведущ в алхимии, как мне хотелось бы, но понимаю некоторые вещи. Я особенно интересовался тем, как можно неэзотерически говорить о ней и видеть ее в повседневной жизни. Например, мне нравится замечать цвета настроений и перемены в них. Мне нравится, что в алхимии вы обращаете пристальное внимание на то, что происходит и наблюдаете. Вы не вмешиваетесь в процесс, но позволяете ему продолжаться, заботясь о нем. Алхимия является формой воображения, способом видения некоторых сторон опыта и наблюдения за их превращениями. Так же как астрология использует планеты в качестве богатых образов, относящихся ко всей жизни, алхимия использует вещества и их свойства. И так же как в практике астрологии мы следим за Луной или говорим о Солнце или о погоде, так же мы ведем себя в алхимическом воображении. Вот просоленный мужчина, а у нее железная воля. Я выпустил пар по поводу того, что случилось. У меня мозги спеклись. Я посинел. Я помрачнел. Что-то во мне закипело. Если говорить об алхимии серьезно, она исследует богатую образную базу для увеличения чувствительности в отношении души. Вдохновившись этим, я на много лет ушел в изучение мифологии, но в алхимии есть свое богатство.

Юнг показал в своей книге, как алхимия может помочь понять нам сложности переноса, и Джеймс Хиллман написал много длинных и детальных эссе по алхимическим темам, таким как соль, белый и голубой цвет, отношения между Марсом и гневом, сера и т.д. Недавно я написал книгу «Опус», в которой использовал алхимический термин для описания всего процесса алхимии. Моя книга – про нахождение своей жизненной работы. Так что алхимия повсюду. Некоторые алхимические темы можно обсуждать, говорить о сосуде, процессе, цели, тепле, цвете, образах, общей идее личностного роста, трансформации, развитии, а также о свадьбе, терапии и семье в качестве сосудов для алхимии.

Х.: Как вы видите брак и семью в качестве сосуда для алхимии? Алхимический процесс происходит в браке и семье?

М.: Когда два человека решают пожениться, они берут традиционные идеи и формы, смешивают их со своими собственными идеями, надеждами, страхами относительно сексуальной жизни и жизни вместе и действуют, движимые более глубокими вечными фантазиями и импульсами. Они создают воображаемое пространство, в котором их жизни будут разворачиваться взаимно и независимо. Это пространство является первой ступенью в алхимии брака. Это сосуд. В нем они будут проживать моменты счастья и разочарования. Вероятно, нельзя сказать, что они поймут все это. Многое из того, что происходит в браке, является бессознательным для супругов. Когда люди спрашивают меня (а это бывает часто), в чем секрет хорошего брака (как будто я знаю ответ на этот вопрос), я говорю им: «Заботьтесь о тайне вашего партнера». Терпите ее, уважайте и иногда радуйтесь ей. Потом научитесь на вашем собственном опыте радоваться своей собственной таинственности и непредсказуемости. Я никогда не забываю, как Юнг сказал, что самая большая проблема в браке в том, что один партнер думает, что у другого такая же психологическая структура и динамика, как у него. Так что в браке разворачивается алхимия. Ее prima materia являются семейные истории, культурные ожидания, тревоги и таланты каждого, развивающаяся история самого брака и многое другое. Материал разнообразен. И обычно в браке много тепла. Люди быстро заражаются гневом или страстью и, возможно, так оживляют любовь.

Этому сосуду постоянно угрожает распад, но, по-видимому, такая уязвимость и делает весь процесс интенсивным (это тема для отдельной книги). Одним из преимуществ видения брака как алхимического процесса является возможность эго выйти наружу и посмотреть со стороны. Брак – это процесс, в котором вы согласились участвовать, а не то, что вы создаете или контролируете. Я помню игру в родительской семье, когда был маленьким ребенком. Эти ранние фантазии живут и в настоящее время. Семейная алхимия очень похожа. В семейных вопросах нет особого выбора. Вы обнаруживаете себя в огромной бочке идеализма, в сильных чувствах и родовых программах. Здесь и любовь, и фрустрация.

Просмотров: 15560
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЗА
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ В АЛХИМИИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Г л а в а 8 Дополнительная литература для амплификации
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь