ЭГО И ЦИКЛ ЖИЗНИ

With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration And end of all our exploring Will be to arrive where we started And know the place for the first time
Т.С.Элиот, Little Gidding (1942)

Волею этой Любви и гласом этого Зова.
Мы не оставим исканий, И поиски кончатся там, Где начали их; оглянемся, Как будто здесь мы впервые.
Перевод С Степанова
Т.С.Элиот


В соответствии с древней каббалистической легендой, описывающей "Образование Младенца",** бог повелел, чтобы в момент создания семя будущего человека предстало перед ним, в это время он решит какой же быть душе: мужской или женской, мудрой или простодушной, богатой или бедной. Одно лишь оставил он нерешенным, а именно: быть ли ей праведной или нечестивой, ибо как сказано: "Все во власти Господа, кроме страха Господня". Душа стала умолять Бога не отсылать ее из этого мира высшей жизни. Но ответил Бог: "Мир, в который отправляю тебя, лучше мира, в котором ты была. Когда я создавал тебя, то создавал для земной судьбы". И повелел Бог правящему душами, живущими в высшем мире, посвятить эту душу во все таинства того, иного мира, провести через рай и ад. Так душа постигла все секреты высшего мира. Но в момент рождения, когда душа пришла на землю, ангел погасил свет знания, зажженный свыше, и душа, заключенная в земную оболочку, вошла в этот мир, забыв свою высокую мудрость, обреченная на вечный поиск, чтобы обрести ее вновь.
Какой психологический смысл заключен в этом древнем мифе о судьбе души? Из легенды следует, что Бог определил все будущее развитие души за исключением одной любопытной детали, одного крайне важного ограничения' он не определил быть ли ей душой праведного или нечестивого человека, ибо "все во власти Господа, кроме страха Господня". Это означает, что определенная судьба, определенный жизненный путь уже предуготован каждому человеку, но выполнить ли предначертания, пойти ли по предназначенному пути или нет это остается в его собственной воле. Поэтому "страх Господень", добровольное принятие Его божьего промысла - это элемент этического выбора, который остается во власти индивида. Цель фиксирована, но выбор пути и способ достижения ее предоставляется каждому индивидуально. Это поистине глубочайший ответ на вечный вопрос свободного выбора! В своем диалоге с Богом душа, опасающаяся потерять свою чистоту после контакта с преходящим, земным существованием, протестует против ее сошествия в этот мир. Но Бог укоряет ее. Мир, в который она вот-вот вступит, лучше того, где она была, поскольку именно для этого мира она и была сотворена. Другими словами, это значит, что весь смысл существования каждой души лежит именно в том, что только земное существование может привести ее к осуществлению ее главной задачи. Ее главная цель и задача не состоят в достижении чистого и безгрешного состояния в идеальном мире, а, скорее, в добровольном принятии ответственности за деяния в этом реальном мире и вызванную этим постоянно повторяющуюся необходимость выбора. Вот почему душа должна забыть все знания, все секреты, узнанные ею в Высшем мире, чтобы открыть их заново в период земного существования, и тем самым сделать их опять своими.
Что же означает сотворивший душу Высший мир на языке психологии? Высший мир – хранилище глубочайших секретов небес и ада, света и тьмы, вершины и дна, позитивного и негативного - другими словами - это мир коллективного бессознательного, из которого все мы и произошли. Потому сказка, что аист приносит детей из глубокого озера, не лишена смысла - это только иное представление того же самого психического опыта: все мы вышли из его великих вод. Утверждаемое механистической и односторонней рационалистической психологией положение, что человек рождается чистой страницей, tabula rasa, совершенно абсурдно. Напротив, человек в глубинах своего естества скрывает опыт, восходящий к древнейшим временам, следы поступков и их последствий, выходящих далеко за рамки персонального существования, равно как и определенные индивидуальные возможности, уже предвещающие события далекого будущего. Этот опыт представляет ту же сущность ребенка, что до сих пор живет в таинственном мире мифических образов и магического соединения. Действительно, он погружен в мир образов коллективного бессознательного, мифологическое прошлое человечества, не проясненного еще конкретной реальностью настоящего. Для ребенка великие коллективные образы прошлого еще слишком близки. Первейшей задачей для него является освобождение от очарования их сверхличностной силы. В этом противостоянии ребенок должен выковать свою маленькую личность, тем самым соединяя и развивая свое еще очень фрагментированное индивидуальное эго.
Если мы хотим понять психологию маленького ребенка, то подходить к этому вопросу надо с позиций мира мифов и магии. В этом мире, выражаясь психологическим языком, его жизнь не достигла никакого индивидуального имени, она существует в чисто анонимном состоянии. Всякий, кто хотя бы раз имел дело с детьми, наблюдал бесчисленное количество примеров, объяснение которым можно отыскать только в анонимной мифической и магической сфере. Например, почти все дети практикуют проведение определенных и весьма странных церемоний, особенно перед сном, поскольку переход от бодрствования ко сну - это особенно важный момент, предоставляющий собой как бы переход от света к мраку. Этими церемониями могут быть какая-то "ритуальная" манера пожелания спокойной ночи, заботливого рукопожатия куклам или чего-то еще подобного. Эти столь легко пренебрегаемые ребячества при надлежащем рассмотрении предстают пережитком магических апотропейных * (От греч. apotropaios. отвращающий беду, т.е амулет - Прим. ред.) , то есть защищающих от зла церемоний, привычных для примитивных племен. Именно потому, что ребенок осведомлен о ничтожности своего маленького эго по сравнению с первозданной силой коллективного могущества, он ищет в таких обрядах уверенность, что его крошечное эго не будет вновь полностью поглощено в течение великой первозданной ночи. Мы, взрослые, слишком легко забываем, каким ужасом для ребенка является исчезновение света, ведь нет же никакой гарантии, что свет, а значит и жизнь появятся вновь- Но все-таки, если все шло гак же вчера и позавчера, то есть какая-то надежда, что завтра все повторится снова. Юнг npeдставил интересный отчет о ритуале, имеющемся у племени пуэбло в Мексике, среди которого он провел некоторое время Они считают себя детьми солнца, а своей священной обязанностью - заставлять всходить солнце и совершают это каждое yтро при помощи ритуальною действия. А если они прекратят исполнение своего ритуала, го через некоторое время солнце перестанет восходить на небосклон. Эго четкая проекция и конкретизация психологической опасности Без исполнения определенных ритуальных обрядов померк бы свет сознания. Таким же образом и детские церемонии представляют собой магические чары, противодействующие великой силе мрака для того, чтобы не угас слабый луч света детской индивидуальности.
Интересно прокомментировал это действие пятилетний мальчик, которого попросили рассказать о сне: "Не сон находился в моей голове, а я находился во сне".
Потому что дети действительно заключены в свои сны, то есть во всеохватывающую силу великой психической первозданной ночи. Вот почему дети так легко смешивают реальность и фантазию, а разделительная линия на первых порах вообще не существует. Мне вспоминается шестилетняя девочка, которая была все утро была вне себя от радости потому, что ей ночью приснилось, будто бы ей подарили изумительную куклу, с которой она все время играла. И это чувство счастья осталось даже после пробуждения, поскольку сон для этой девочки был теперь абсолютно реальным и конкретным фактом. Следующему примеру легко подобрать аналогии. На картине изображен был солдат, убивающий противника Мальчик четырех с половиной лет, глядя на эту картину, тут же достал игрушечную винтовку и застрелил убивавшего насмерть, после чего испустил вздох облегчения," ведь для него убийство стало отомщенным не только в мире фантазий, но и в реальной жизни. Из литературы нам хорошо известны примеры совершения ритуалов молодыми людьми, что можно отыскать в "Исповеди" Руссо где он рассказывает, как в детстве пользовался предсказаниями. Он старался попасть камешком в дерево. Если это удавалось, то он воспринимал это как добрый знак, а если промахивался, го это был знак плохой. (Дерево же должно было быть достаточных размеров, чтобы не делать задание излишне сложным!) На самом деле, кто из нас. взрослых, не продолжает заниматься чем-то подобным и до сих пор, кто полностью освободился от всяческих магических действий, называемых нами просто "суевериями", таких, как загадывание желания при взгляде на падающую звезду и не наступать на щель между камнями на мостовой?
Это магическое мышление является типичным для определенного уровня жизни, чьи корни уходят не столько в персональное эго, а в безличный слой коллективного бессознательного. Удивительные проявления этого слоя можно увидеть в артистических усилиях детей. Вот, например, рисунок пятилетней девочки (см. рис.10). Это полностью спонтанное выражение ощущений без какого-либо определенного предмета. Но при внимательном рассмотрении возникает совершенно безошибочное впечатление мифического ландшафта или пришедшей из мира "Тысячи и одной ночи'' картины. Замечательно то, что сильное эмоциональное воздействие может вызвать детский, совершенно наивный рисуночек. Но это становится понятным, если уяснить себе, что он выражает, так сказать, внутренний детский ландшафт. Фактически так выражается цвет и напряженность сокровенного детского мира, в котором ребенок прожил большую часть своей жизни. Такие спонтанность и напряженность возможны только благодаря огромному перевесу и витальности мифического мира по сравнению с миром его эго-сознания.
Просмотров: 3707
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 3 Эго
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • I. ЭГО
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А Первоначальное единство. Центроверсия и формирование Эго
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бакусев В. Карл Густав Юнг: парадоксы жизни и творчества
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Концепции эго и Самости: сравнение
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь