О.Горнева "Человек и символическая реальность: опыт тренинга Лабиринт"

“...только через опыт символической реальности
человек, тщетно ищущий собственное “существование”
и строящий на этом философию, может найти свой путь
обратно к миру, в котором он больше не будет чужим”.

К.Г.Юнг

Одной из основных целей тренинга “Лабиринт” является возвращение сакрального в нашу жизнь. Сакральное сознание рассматривает все, что его окружает как проявление Единого Целого. Иерархия ценностей любой культуры, любой традиции вершиной своей упирается в священное (сакральное), которая и есть суть мира, его неповрежденная основа.

Лабиринт - универсальный символ, взаимодействуя с ним, мы познаем себя и мир трансцендентный нам. Через символ мы сопрягаемся со всем миром и соприкасаемся со своими сакральными глубинами. В современной культуре велика недооценка функции символа в становлении сознания человека. В мировосприятии современного человека таких символов становится все меньше, и это отторгает человека от самого себя.

Символ связывает через аналогию явления и феномены мира, проявляя в них не случайные совпадения, а некое общее сущностно-ноуменальное начало, тем самым придавая миру смысл и единство. Лабиринт способен затрагивать не только интеллект, но и тело и чувства, вовлекая всю человеческую личность в восприятие ее собственных смыслов.

Символическая функция сознания наиболее ярко проявляется в ситуации внутреннего конфликта, когда возникает напряжение между противоположными позициями этого конфликта. И символ будет являться объединяющим началом для тезиса и антитезиса, которое находится вне этого конфликта и вне времени этого конфликта. Природа символа парадоксальна, сам он представляет третий фактор, который не существует в логике, но обеспечивает перспективу, посредством которой может быть осуществлен синтез противоположных элементов, и человек оказывается способным осуществлять рефлексию и делать выбор. Таким образом, символ выступает в качестве трансцендентной функции - функции связи между противоположностями, мостом через пропасть между сознательным и бессознательным.

Символ проникает на все уровни реальности. Он может относиться к “космическому” процессу, к социальной или религиозной деятельности, к личностному кризису или к органической функции человеческого тела. Символ как вода, сам находит для себя нужный уровень, и этим уровнем будет уровень интерпретирующего ума. Символ лабиринта великолепно иллюстрирует многоуровневость персонального пространства и ясно обозначает его трансперсональность.

Поскольку символ лабиринта является средством коммуникации со своими целостными смыслами, то опыт взаимодействия с ним нельзя прямолинейно и грубо интерпретировать и расшифровывать. Эти смыслы надо уметь пережить и почувствовать их символическое значение. Так после прохождения лабиринта, который нарисован на полу зала, участникам тренинга предоставляется возможность полнее развернуть свой процесс[1], максимально проживая его через такие каналы как зрение, слух, движение, чувства, отношения и окружающий мир. Для этого используются следующие арт-терапевтические подходы: аутентичное движение, работа с маской и рисунком, с голосом и музыкальными инструментами, осознание метафор отношений, внимание к символической реальности. Опыт проживания процесса обычно в не занятом (не привычном для данного человека) канале расширяет и пробуждает сознание. И с точки зрения такого сознания, “все множество отдельных миров, будь-то внутреннее или внешнее, жизнь или смерть, физическое или психическое, - это лишь аспекты одной таинственной Вселенной; все это различные каналы, полные сигналов и значимой информации, ждущих, чтобы вы их восприняли и развернули” (Минделл А.). При этом как бы глубоко человек не взаимодействовал с символом доля непонимания остается всегда как свидетельство неисчерпаемости Бытия, стоящего за ним.

Список используемой литературы.

1. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М.-Воронеж, 1999.

2. Минделл А. Самостоятельная работа над собой. М., 1998.

3. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 1998.

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

 

[1] Процесс - это информация, которая поступает к человеку в специфической форме через различные каналы.


Просмотров: 2508
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • V. ХРИСТОС, СИМВОЛ САМОСТИ
  • X. СИМВОЛ РЫБЫ В АЛХИМИИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Арнольд Минделл "Внутренняя работа со сновидящим телом"
  • Арнольд Минделл "Работа со сновидящим телом"
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБРЕТЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЧЕРЕЗ ЕДИНЕНИЕ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • К.Г.Юнг "Символическая Жизнь"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Приложение 2 ЧЕЛОВЕК МАССЫ И ЯВЛЕНИЯ РЕКОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь