II. Работа со снами

2.1 Подход к работе со снами

Поскольку в задачу этой книги входит изложение непосредственного, практического подхода к работе со снами, мы не будем тратить много времени на теорию. Однако в юнгианском анализе снов существуют определенные концепции и термины, которые очень полезно узнать, чтобы легче ориентироваться в мире снов. Поскольку мы будем время от времени сталкиваться с ними, мы воспользуемся имеющейся у нас возможностью и поговорим о них сейчас. Затем мы перейдем к практике, чтобы понять, как ими пользоваться.

Хорошей отправной точкой может послужить обращение к какому-нибудь сну, который мы потом сможем использовать как иллюстрацию к некоторым базовым идеям. Это сон молодой женщины, работающей по специальности и ведущей деятельный образ жизни. Сон короткий, простой и поверхностный, но он оказал мощное воздействие на свою "хозяйку".

Сон "Бродяга".

Я ищу ключи от своей машины. Я понимаю, что они у моего мужа. Потом вспоминаю, что мой брат одолжил мою машину и до сих пор не вернул ее. Я вижу мужа и брата и зову их. Похоже, они меня не слышат. Затем неопрятный молодой человек, похожий на бродягу, забирается в машину и уезжает. Я чувствую огромное возмущение, беспомощность и, до какой-то степени, одиночество.

Работу над этим сном сновидящая начала с обращения к двум основным принципам: во-первых, основная функция сна заключается в том, чтобы выражать бессознательное (стало быть, она поняла, что сон выражает что-то, что существует внутри нее на уровне бессознательного); во-вторых, она знала, что образы из сна должны восприниматься не буквально, а как символы частей ее личности и динамики ее внутренней жизни. Она проделала работу со сном, а к образам из сна применила Активное Воображение. Результатом стало следующее базовое толкование: из-за тех спонтанных ассоциаций, которые вызывали в ее мозгу муж и брат, она почувствовала, что они выражают ту ее часть, которая стремится к покою, медитации и уходу в самое себя. Она поняла, что настолько увлеклась своей чисто внешней профессиональной жизнью, что у нее не осталось времени на дом, семью и сосредоточенные размышления. Она взяла на себя больше, чем могла вынести, поскольку была не только сильно занята по работе, но еще занималась и преподавательской деятельностью. Она перетрудилась, стала раздражительной, неспособной выкроить минутку для того, чтобы побыть в одиночестве или провести время со своим мужем.

Машина была символом ее чрезмерной занятости делами. Этот образ жизни проявился, как "средство передвижения", в которое она влезала, и которое уносило ее прочь. Подобно машине, этот образ жизни был механизмом, порожденным коллективным обществом, и, до определенной степени, ею не контролировался. Она чувствовала себя так, словно что-то затолкало ее в автомобиль, включило зажигание и "увезло" ее к очередному проекту, очередной работе.

Она поняла, что другая мужская фигура (угнавший ее машину "бродяга"), представляла собой ту часть ее личности, которая всегда хотела быть начеку и всегда на все соглашалась, которая обожала включать зажигание и гонять вместе со всем коллективом по кругу. "Бродяга" был похож на буйнопомешанного, который и минуты не может посидеть спокойно. Сновидящая чувствовала, что разрывается между той стороной жизни, которую представляли ее муж и брат, и той стороной, которую представлял "бродяга".

Благодаря этому сну, женщинавнесла кардинальные изменения в свой распорядок дня. Она сократила своиобязанности во внешнем мире и стала уделять больше времени своей семье, покою ивнутренней работе. Когда она сосредоточила свою энергию на наиболее важных длянее аспектах жизни, она сразу же почувствовала огромное облегчение.

Этот сон иллюстрирует несколькобазовых принципов, которые помогут нам в будущем. Во-первых, важно усвоитьследующее: даже короткий, на первый взгляд незначительный сон, пытается сказатьнам что-то, что нам нужно знать. Сны никогда не тратят наше время попусту. Еслимы прислушаемся к "маленьким" снам, то обнаружим, что они несут всебе важные послания.

Кто же эти персонажи, населяющиенаши сны? Какие части нашей внутренней структуры представляют фигуры типа мужа,брата, бродяги? Для женщины из нашего примера образ мужа представлял собойнечто, отличное от ее подлинного, физического мужа - нечто, находящееся внутриее собственного внутреннего существа. В этом сне образ мужа представлял собойдействующий внутри нее "принцип жизни", набор ценностей, внутреннеепонимание того, какой именно образ жизни наиболее соответствует ее истинномухарактеру.

Многообразие населяющих сныперсонажей отражает плюрализм и многосторонность структуры внутреннего"я". Все мы состоим из многочисленных внутренних"личностей", сосуществующих в одном разуме и в одном теле. Мы думаемо себе как об одной личности, с одним мировоззрением, но если мы вникнем в это,то вынуждены будем признать, что испытываем такое ощущение, словно внутри нассидит несколько человек, каждый из которых тянет в свою сторону.

Сны в символической формедемонстрируют нам все взаимодействующие внутри нас различные личности, изкоторых состоит наше полное "я". Во сне "Бродяга",сновидящая обнаружила несколько аспектов своего существа, представленныхобразами мужа, брата и бродяги. Одна часть ее существа хотела оставаться дома,заниматься огородом, предаваться размышлениям, весело проводить время со своейсемьей. Другая часть ее существа хотела отличиться в своей работе. Еще одна еечасть хотела вместе с бродягой мчаться в крестовый поход "добрых дел"во имя спасения мира. Похоже на то, что "бродяжья" часть ее существабыла лишь слегка видоизмененным проявлением живущего внутри женщины архетипагероя. Сон, продемонстрировав ей все эти противоположные качества иустремления, ясно дал понять, что ей необходимо найти "золотуюсередину".

Юнг заметил, что каждый из нашихпсихологических компонентов является отдельным центром сознания. Мы можемдумать о них как о находящихся внутри нас структурах, образующих нашу полнуюдушу. Мы можем рассматривать их как соединенные в определенную комбинациюнезависимые энергетические системы, ибо все они являются автономными - у каждойиз них есть свое сознание, свои собственные ценности, желания и точки зрения.Каждая из них ведет нас в другом направлении; каждая из них обладает своимособым свойством или качеством, которое разнообразит нашу жизнь; каждая из нихиграет свою роль в нашем полном характере.

Вот почему у нас часто возникаетощущение, что внутри нас живет несколько совершенно разных людей. Нетничего удивительного в том, что в наших снах они символизируются определенными персонажами.

Зачастую бывает так, что мы,пытаясь принять какое-либо решение, думаем, что руководствуемся фактами илилогикой, а на самом деле находимся в самой гуще битвы между живущими внутри насужасными силами. Поскольку в большинстве своем эти силы принадлежат кбессознательному, и мы не знаем, кто за что бьется, мы не можем добитьсязаключения мира. Мы не знаем, чью сторону нам принять. Мы разрываемся междудвумя противоположными силами и чувствуем свою полную беспомощность.

Вот внутренний конфликт героинисовременного романа, возникающий в тот момент, когда она сталкивается со своимсоблазнителем:

"Таким образом, мы можемпоехать вместе" - объяснил он, словно это было решением проблемы, надкоторым они вместе работали в течение уже довольно длительного времени.

Она промолчала. У нее было такоеощущение, что все составляющие ее природу объявили войну друг другу дочь:боролась с матерью, потаскуха боролась с монахиней"

(Джон Ле Карре "Маленькаябарабанщица")

Кто эта дочка, которая борется сматерью, кто эта потаскуха, которая борется с монахиней? Кто этот мужчина, вкотором герой, стремящийся брать штурмом замки и добывать Святой Грааль,уживается с отшельником, желающим сидеть в келье и предаваться размышлениям обожественных тайнах? Мы можем сказать, что они представляют собой потенциальныевозможности человека, те аспекты человеческого характера, которые свойственнынам всем.

Здесь мы имеем дело с архетипами(универсальными образами или тенденциями в человеческом бессознательном),которые пробираются в наши индивидуальные души и формируют нас. Собственно, онипредставляют собой психолого-энергетические "кирпичики", из которыхстроится индивидуальная душа. Потому типы матери, ребенка, универсальнойнепорочной девы и универсальной потаскухи все вместе уживаются в личностиодного конкретного индивидуума.

Просмотров: 10469
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 15. Великая мать в наше время
  • 4. Религию может сменить только религия
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • I. ВСТРЕЧИ ЛЮДЕЙ И ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • Бакусев В. Карл Густав Юнг: парадоксы жизни и творчества
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 2. ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙ ОБРАЗ
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • Глава 6 Аналитический ритуал
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 9 ЧУВСТВО ДОМА: ВОЗВРАТ К СЕБЕ
  • Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
  • Жизнь после смерти
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Последний общий портрет семьи Маккормиков к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Приложения. Четыре работы о психологической типологии
  • Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
  • Часть 1 Терапевтическая связь
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Часть вторая ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
  • Часть первая МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ
  • ЭГО И ЦИКЛ ЖИЗНИ
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"
  • Юнг, Карл Густав "Проблемы души нашего времени"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь