|
Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше. ТДТ - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТНевозможно понять суть ТДТ, не обращаясь к основным источникам, которые питают ее как отдельную школу психотерапии. В связи с этим следует выделить четыре исторических аспекта: 1. Первый - это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы: К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов. ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве. 2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ. Его учение в 60-70-е годы было развито Ирмгард Бартениефф, которая разработала особую систему упражнений ("Основы Бартениефф" 1)) гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабан-анализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением. Немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию. Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца. Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей. Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой. Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И психотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, что было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ. Следует упомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак. 3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и "застревают" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием. В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания. ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В.Райхом, но практически не использует его методов работы. 4. Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: "Из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?" Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке. И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине. Абрахам Маслоу говорил, что "...так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения".2) Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении. Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной). Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|