Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"

Когда я открыла сердце, я почувствовала боль,
Когда я почувствовала боль я заплакала,
Горюя, я погрузилась глубоко внутрь себя,
И начала слушать, впитывать мир ощущений.
И вдруг ветер задел мою щеку в своем мягком танце плывя,
Листья кустарника зашептали утешительно,
А руки согрел нежный луч солнца –
Я подняла глаза и увидела Красоту –
Она заполнила меня и обняла с любовью–
И мне больше не было страшно оставлять свое сердце открытым…

     Мне всегда было тесно в одном направлении психотерапии. С самых первых шагов в обучении психотерапии я усвоила правило: ищи, какой подход и, вообще, что поможет данному конкретному человеку, и не думай, как человека втиснуть в известную тебе теорию или метод. Мне было тесно в рамках психоаналитической терапии, в рамках гуманистического консультирования, мне тесно в рамках танце-терапии…. Я не перестаю учиться и всегда рада поделиться своими новыми знаниями.

     Сегодня мне хочется познакомить вас, уважаемые коллеги, с интермодальной терапией творческим выражением. Мое знакомство началось в 1998 году, когда мне посчастливилось участвовать в конференции Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением в Торонто. Я вошла в зал, где проходила церемония открытия и поняла, что я как будто вернулась домой после долгих странствий. Дело не в методе, а в том поле Любви, Сердечности и Творчества, в котором я моментально оказалась. На мастерских это ощущение только усилилось. Прошло несколько лет. Теперь я могу сказать намного больше об этом направлении.

     Многие специалисты, практикующие арт-терапию, танце-терапию драма-терапию и т.п., на каком-то этапе приходят к синтезу разных видов творческого выражения. В разных точках планеты появляются Creative Arts Therapies, Arts Therapy, терапия творческим самовыражением. Большинство этих подходов идет эклектическим путем, объединяя отдельные направления, такие как: арт- , драма-, музыко- , танце- терапия, сказко-терапия и т.д., или имеют строго клиническую направленность, пытаясь объяснять творчество и его целительную силу исключительно языком психологии.

     По крайней мере что-то подобное происходило в моей практике. Я задавала вопросы: возможна ли единая теория для такой практики? Насколько язык психологии релевантен при объяснении и анализе творческого процесса? Не теряется ли само таинство творения, если слишком увлечься психологическим препарированием? Не выхолащивает ли это саму суть исцеления творчеством? Как может творческое выражение в терапии не растерять своей целительной сущности и при этом обогатить терапевтическую практику? Ответы на эти вопросы я стала получать, погрузившись в обучение по программе «Творческое самовыражение в терапии, образовании и в бизнесе». Несколько основных положений этого подхода я и хотела бы представить в этой статье.

     Но в начале немного истории:

     Интермодальная терапия творческим выражением является одним из молодых направлений психотерапии. Оно начало развиваться в 70-х годах 20 столетия. В начале центром его развития стал Лесли- колледж в штате Массачусетс, США. Shaun McNiff, Рaolo Knill, Norma Canner и др. открыли магистерскую программу по Терапии творческим выражением. И это было в самый разгар развития узкоспециализированных направлений терапии творчеством. И теперь, спустя 30 лет существует целая международная сеть учебных центров и институтов (около 20) в США, Канаде, в Европе (Швейцария, Дания, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия) и в Израиле. В 1994 году была создана Международная Ассоциация Терапии Творческим Выражением (International Expressive Arts Therapies)[2], которая объединила не только психотерапевтов, но и поэтов, художников, танцовщиков, певцов и музыкантов, т.е. людей искусства и преподавателей разных видов творчества.

     ЕхАТ - это не набор определенных технологий; ее основы – в способности искусства реагировать на человеческие страдания. Одна из основных концепций об эстетической ответственности подразумевает способность практика использовать средство, соответствующее терапевтическим целям. Здесь терапевт должен быть готов работать со звуком, образом, движением, театральным действием и с текстами – в зависимости от того, что потребует непосредственная ситуация клиента. Конечно, от ЕхА- терапевта[3] не требуется быть экспертом во всех творческих дисциплинах, хотя он должен быть компетентен хотя бы в одной модальности, а некоторые из них действительно компетентны в нескольких. Здесь важно быть экспертом в интермодальности - т.е. уметь схватывать моменты соединения разных форм творческого выражения: где и когда одна творческая модальность должна уступить место другой, или дополнить ее. Такая сензитивность к специфическим творческим нуждам момента является одной из основных целей профессиональной подготовки.

     Еще одной чертой этого направления является ориентированность на создание законченных творческих работ. Создание произведений является значимой составляющей терапевтического процесса и обуславливает на практике сеттинг, интервенции, диагностику; оказывает влияние на то, как планировать лечение и интерпретировать процесс и само произведение.

     Ниже будут приведены фрагменты обзора основных теорий, которые питают эту практику, данные Паоло Книллом в своей статье “Soul Nourishment, or the Intermodal Language of Imagination", 1999 ("Питание души или интермодальный язык воображения"):

  1.       Межличностная теория – применяется в групповой работе. Она объясняет групповые динамические аспекты игры в различных творческих дисциплинах и характерные интервенции. Например, мы можем сравнить межличностный коммуникативный характер музыкальной группой импровизации и индивидуализированный и центрирующий эффект лепки, письма или рисования…

  2.       Интраличностная теория – отражает культурные и биографические предпосылки человека, которые определяют его реакцию на различные творческие дисциплины. Для преодоления сопротивления творческому процессу используются так называемые методы «высокой чувствительности при низком уровне мастерства», которые возникли из современных и этнических форм искусства, где больше важна чувствительность восприятия и острота сенсорики, чем сам артистический навык. Примером здесь может служить искусство инсталяций и минималистская музыка.

  3.       Трансперсональная теория - связана с традиционной связью разных видов творчества с ритуалами и их использованием в повседневной жизни. Применимо к нашей работе - это когда произведение, созданное в процессе терапии обретает свое значение в повседневной жизни. Рисунки, вставленные в рамку могут обретать черты тотема или алтаря. Стихи, перечитываемые в особых случаях могут действовать как молитва или мантра. Для собственного ежедневного заземления человек скорее будет делать простые танцевальные движения, сочиненные во время сессии с правильно подобранной музыкой, чем менее осмысленные гимнастические упражнения… Внимательное отношение к существующим произведениям обладает эффектом якоря, укореняющим человека в его социальном окружении и в мире и открывает возможность перевести личные страдания в другую перспективу.

  4.       Полиэстетическая теория – дает понимание сенсорных связей между восприятием и выражением в разных видах творчества. Модальность воображения не всегда соответствует виду творчества. Например, мы различаем «образы» и «ритмы» в поэзии, а в живописи «действия» и «движения», даже если мы ассоциируем ритм с музыкой, действие с театром, а движение с танцем. Подобные пересечения существуют и между сенсорным вовлечением в восприятии и выражении внутри одного вида искусства. Например, танец невозможен, если не будет задействованы кинестетические ощущения вместе с визуальными, и часто подключаются слуховые ощущения, так как танец взаимосвязан и с музыкой. Развернутое понимание сложных связей между ощущениями, выражением, восприятием, видами искусства и модальностей воображения необходимо при выборе соответствующих ситуации видов творчества или интервенций…

  5.       Теория кристаллизации - позволяет отслеживать и выводить понимание творческого процесса от его начала к интервенциям и до финальных интерпретативных действий. Одна из главных целей в этом процессе - найти наиболее подходящий материал, структуру, форму, рамку и адекватный вид творчества, чтобы максимально проявилось и стало понятным содержание, которое стремиться выйти наружу… Такие теоретические концепции как: «интермодальный трансфер», «интермодальное усиление», «интермодальная замена» и т.д. разъясняют возможные модификации процесса. Теория кристаллизации также рассматривает степень вовлеченности в процесс терапевта… Процесс успешно истолкован, когда возникшая модальность воображения (образ, движение, действие и т.д.) обрели форму в каком-то виде творчества, который может быть переведен на поэтический язык. Часто это бывает монолог, диалог или какое-то повествование, которые связаны с особенностями, характерными чертами творческой работы. Такое поэтическое осмысление характерных черт произведения является по существу аналитическими, но в присущем искусству смысле. Конечно, всегда в какой-то момент есть место и для беседы на повседневном языке…

  6.       Эстетическая теория терапевтического процесса касается теоретического вызова, с которым имеет дело любая терапия, которая расширяет реалию воображения… и выходит за пределы снов и свободных ассоциаций на третий уровень – манифестацию через искусство. Тот факт, что возникающее произведение искусства играет свою роль в терапевтическом процессе означает, что мы должны включить эстетику в наш подход. Эстетическая теория терапевтического процесса подсказывает, как можно пользоваться артистическими интервенциями и интерпретациями.

    Просмотров: 1969
    Категория: Библиотека » Постъюнгианство






    Другие новости по теме:

  7. 10 Теория на практике: иллюстрация
  8. 10. Мать как судьба
  9. 4. Религию может сменить только религия
  10. II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  11. III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  12. III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  13. VIII К ВОПРОСУ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТЕРАПИИ
  14. А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  15. Бакусев В. Карл Густав Юнг: парадоксы жизни и творчества
  16. Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  17. Глава 1. Богини как внутренние образы
  18. Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  19. Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  20. Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  21. Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  22. Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  23. Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  24. ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  25. Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  26. Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  27. Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  28. Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  29. МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  30. Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  31. Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  32. Шарон Чайклин и Клэр Шмайс "Подход Чейс в танце-терапии"
  33. Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  34. Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  35. Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  36. Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  37. ---
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:       
Код для вставки в форум (BBCode):       
Прямая ссылка на эту публикацию:       






Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь