Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р.И. Жуковской. А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия. Заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д.Б. Эльконин).
Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление. Умение видеть необычные моменты в обыденном.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром – синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово. Образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.).
Для изучения данной темы была поставлена цель: определить влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе работы.
- 2. Подобрать и апробировать серию театральных игр, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
- 3. Определить уровень развития творческих способностей у детей после проведения эксперимента.
Исследовательская работа проводилась на базе МБУ № 41 «Карасик» города Тольятти с детьми старшего дошкольного возраста. При проведении констатирующего эксперимента нами была выделена следующая цель – выявить уровень творческих способностей детей данной группы. Чтобы правильно построить работу, были реализованы следующие методики:
- Анализ условий, созданных МБУ для развития творческих способностей.
- Анализ занятия по театрализованной деятельности.
- Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав условия для развития творческих способностей, было отмечено, что созданные условия в данном учреждении соответствуют программному содержанию, музыкальному и творческому развитию детей.
В ходе наблюдения занятия по театрализованной деятельности мы обратили внимание. Что педагог использует различные методы проблемных ситуаций, стремится заинтересовать детей, использует разнообразный художественный и музыкальный репертуар.
Для реализации цели констатирующего эксперимента была проведена диагностика, адаптированная Т.С. Комаровой. Диагностика проводилась на основе творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Детям было дано выполнить ряд заданий.
Творческое задание №1.
Разыгрывание сказки «Теремок».
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, кукольный театр.
Творческое задание № 2.
Создание спектакля по сказке «Колобок».
Цель: изготовить персонажей. Декораций, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Творческое задание № 3.
Сочинение сценария и разыгрывание сказки.
Цели: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение. Изготовить или подобрать декорации. Костюмы, разыграть сказку.
В качественном отношении творческие проявления детей оценивались по трех бальной шкале:
3 уровень (высокий) – 3 ребенка (15%)
2 уровень (средний) – 5 детей (25%)
1 уровень (низкий) – 2 ребенка (10%)
Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения формирующего эксперимента, мы разделили детей на две группы таким образом, чтобы в обеих группах были равные показатели уровня развития творческих способностей.
С детьми экспериментальной группы была проведена следующая работа:
- беседа с детьми о театре
- разыгрывание сказок
- проведение занятий по театрализованной деятельности
- проведение спектакля.
Чтобы проверить эффективность разработанных занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр, был проведен контрольный эксперимент.
По завершению эксперимента были получены следующие данные:
3 уровень (высокий) – 4 ребенка (20%)
2 уровень (средний) – 5 детей (25%)
1 уровень (низкий) – 1 ребенок (5%)
Таким образом, разработанный комплекс занятий по повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр можно считать эффективным.
|