Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игрРазвитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р.И. Жуковской. А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия. Заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д.Б. Эльконин).

 

Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление. Умение видеть необычные моменты в обыденном.

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром – синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово. Образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.).

Для изучения данной темы была поставлена цель: определить влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе работы.
  • 2. Подобрать и апробировать серию театральных игр, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Определить уровень развития творческих способностей у детей после проведения эксперимента.

Исследовательская работа проводилась на базе МБУ № 41 «Карасик» города Тольятти с детьми старшего дошкольного возраста. При проведении констатирующего эксперимента нами была выделена следующая цель – выявить уровень творческих способностей детей данной группы. Чтобы правильно построить работу, были реализованы следующие методики:

  • Анализ условий, созданных МБУ для развития творческих способностей.
  • Анализ занятия по театрализованной деятельности.
  • Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав условия для развития творческих способностей, было отмечено, что созданные условия в данном учреждении соответствуют программному содержанию, музыкальному и творческому развитию детей.

В ходе наблюдения занятия по театрализованной деятельности мы обратили внимание. Что педагог использует различные методы проблемных ситуаций, стремится заинтересовать детей, использует разнообразный художественный и музыкальный репертуар.

Для реализации цели констатирующего эксперимента была проведена диагностика, адаптированная Т.С. Комаровой. Диагностика проводилась на основе творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Детям было дано выполнить ряд заданий.

Творческое задание №1.

Разыгрывание сказки «Теремок».

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, кукольный театр.

Творческое задание № 2.

Создание спектакля по сказке «Колобок».

Цель: изготовить персонажей. Декораций, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Творческое задание № 3.

Сочинение сценария и разыгрывание сказки.

Цели: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение. Изготовить или подобрать декорации. Костюмы, разыграть сказку.

В качественном отношении творческие проявления детей оценивались по трех бальной шкале:

3 уровень (высокий) – 3 ребенка (15%)

2 уровень (средний) – 5 детей (25%)

1 уровень (низкий) – 2 ребенка (10%)

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения формирующего эксперимента, мы разделили детей на две группы таким образом, чтобы в обеих группах были равные показатели уровня развития творческих способностей.

С детьми экспериментальной группы была проведена следующая работа:

  • беседа с детьми о театре
  • разыгрывание сказок
  • проведение занятий по театрализованной деятельности

- проведение спектакля.

Чтобы проверить эффективность разработанных занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр, был проведен контрольный эксперимент.

По завершению эксперимента были получены следующие данные:

3 уровень (высокий) – 4 ребенка (20%)

2 уровень (средний) – 5 детей (25%)

1 уровень (низкий) – 1 ребенок (5%)

Таким образом, разработанный комплекс занятий по повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр можно считать эффективным.

Просмотров: 709
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Рисование зубной щеткой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
  • Наумова Марина Валерьевна, Барсукова Ольга Александровна. Статья «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Наумова Марина Валерьевна Барсукова Ольга Александровна. Статья Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Рита Затолокина. Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Окорокова Ольга Анатольевна. Кружковая работа по квиллингу и ИКТ как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекинова Ольга Владимировна. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
  • Рамазанова Екатерина Адиковна. Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Бородина Светлана Викторовна. Мастер — класс: «Технология развития творческих способностей детей старшего возраста по средствам работы с бросовым материалом «Волшебные бутылочки»
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь