Трудный ребенок. Как быть?

Трудный ребенок. Как быть?


Как воспитывать ребенка, который не желает быть послушным и  сопротивляется всем мыслимым методам воспитания? Как приучать к самостоятельности малыша, который лишь позволяет взрослым заботиться о "его величестве", и не выказывает  потребности делать самому простые и обыденные вещи - одеваться, чистить зубы...


Трудный ребенок. Как быть?

Как воспитывать импульсивного, возбудимого ребенка, готового устроить скандал по самому невинному поводу, и при этом не чувствовать себя «самой ужасной матерью на свете» и не сходить с ума от каждой очередной выходки своего чада?

Чаще всего, все начинается как обычно – маленький, умилительно сопящий конверт, перевязанный ленточкой, оказывается в своей кроватке, и в очередь к нему выстраиваются заботливые родственники. Странные вещи происходят чуть позже. Младенец , которому природой назначено мирно спать двадцать часов в сутки, вместо этого днем и ночью кричит, требует внимания и не слазит с рук. Измученные и издерганные родители отправляются к невропатологу, который говорит что-то о последствиях гипоксии и синдроме гипервозбудимости.  Лечебный массаж и легкие седативные препараты, лишь немного улучшают обстановку.  Тем, кому повезло больше – забывают об этих проблемах вместе с окончанием младенческого периода,  и истории о бессонных ночах переходят в разряд семейных легенд. Но не все дети так удачно компенсируются и перерастают свои проблемы. Некоторые из них и в более старшем возрасте остаются очень возбудимыми, плаксивыми и требовательными.  А иногда, так начинают вести себя и те дети, которые в младенчестве казались очень спокойными, кричали тихо и слабо, и очень уставали во время кормления. 

«Пограничные» дети – за шаг до благополучия

«Как только не называли мою дочь – манипуляторшей и притворщицей, ребенком с ужасным характером и дурной наследственностью, гиперактивной,  капризной, невротизированной и даже «одержимой».  Совершенно непонятные перепады настроения, тотальное непослушание, сплошные  истерики, отказы и протесты – сопровождали весь ее дошкольный возраст. Стало легче только после первого класса.   Если бы у меня не было ее старшего брата – покладистого, рассудительного и спокойного парня, я бы чувствовала себя самой ужасной мамой на свете и полным ничтожеством не умеющим справляться  с собственным ребенком» - призналась как-то в беседе мама Ольги - двадцатилетней умницы, красавицы и почти спортсменки.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), пренатальная энцефалопатия (ПЭП),  вегетососудистая дистония (ВСД),  и прочие странные аббревиатуры   могут быть записаны или не записаны в карточке ребенка.  Но независимо от этого и так понятно – общаться с ребенком может быть очень непросто, да и его самому тяжело с самим собой:  что-то беспокоит, что-то мешает нормально развиваться,  воспринимать и адекватно реагировать на события и поступки окружающих.   В любом случае, такое поведение основано на нарушении работы нервной системы, различной степени – от самой легкой до довольно тяжелой, проявляющейся в нарушении моторики, задержке речевого развития, поведенческих проблемах, которые выражаются в  протестных реакциях, истериках, бурном и активном нежелании выполнять любые правила. Такие дети – действительно, развиваются иначе, чем их более нейроблагополучные (новомодное словечко из слэнга зарубежных коллег) сверстники.

Поэтому, те родители, которым выпал нелегкий жребий растить и воспитывать маленькую вредину – должны всегда помнить о том, что тяжелый характер и «невоспитанность» их ребенка, чаще всего, имеет вполне объяснимую нейрофизиологическую основу. Ведь «плохой характер» или «взрывной темперамент» не появляются из воздуха.  Все это закономерное следствие незначительных нарушений мозговой деятельности, причин возникновения которых, помимо генетической предрасположенности в наше экологически неблагополучное время может быть миллион.  И если нам не приходит в голову ругать ребенка с плохим зрением за то, что он не может прочитать  страницу текста, написанного мелкими буквами,  то также следует относиться и к ребенку с нарушением поведения.

И в этом случае, очень важно не столько  победить или даже «поломать»  непростой характер ребенка, сколько помочь ему адаптироваться и к своим собственным особенностям и к требованиям общества.

Путь в никуда

Любой ребенок растет и развивается, и по мере этого, его нервная система крепнет, процессы возбуждения и торможения становятся более сбалансированными, а его поведение – более адекватным и уравновешенным.   Как правило, это происходит в период с 7 до 12 лет.  Однако, очень часто происходит так, что к этому возрасту ребенок, имеющие в  раннем детстве «тяжелый характер» и поведенческие проблемы  приходит с психикой,  покалеченной всеми возможными доморощенными педагогическими концепциями, которые чаще всего сводятся к одному – физическому наказанию.  

«Я ее один раз так отлупила, что  у меня аж рука заболела. Вмиг перестала сладости выпрашивать!» -  гордо заявляет на детской площадке мама двухлетней девочки, раздавая «воспитательные» советы.  И многие, наслушавшись рассказов о таких «действенных» способах начинают срочно пополнять свой арсенал воспитательных средств.  Вот только не у всех детей это проходит без серьезных последствий.  «А как еще?!» - удивленно хлопая глазами,  заявляет мама пятилетнего мальчика, страдающего от обширных тиков и заиканий.  Глубоко вздохнув, психологу приходится в тысячапервый раз объяснять, что наказывая его за «дурацкие кривляния» она только усугубляет проблему, ведь нервная система ребенка и так еле-еле справляется с нагрузкой, а тут еще фактор постоянного страха и дополнительного напряжения.

А сколько скандалов и разногласий возникают между супругами, которые никак не могут согласовать свои позиции по поводу воспитания своего чада с непростым характером!   «Это ты его избаловала, на голову сел и ноги свесил!»- кричит папа и хватается за ремень. «Это из-за тебя он такой, потому  что  отца не видит, то на работе, то на рыбалке!» - парирует мать. «Вырастили малолетнего преступника, по нему тюрьма плачет!» - авторитетно заявляет бабушка. И вся эта безобразная сцена проходит под  аккомпанемент воя нашкодившего отпрыска.

Разумеется, последствия такого воспитания очень плачевны – одни дети, выплескивают свою агрессию на все что движется, другие - ищут понимания и утешения на улице, третьи – быстро учатся манипулировать взрослыми и превращаются в домашних тиранов, четвертые – зажимаются, начинают болеть и чахнуть.

Все это специалисты называют вторичными патопсихологическими проявлениями. Они и  являются теми самыми «наслоениями», которые появились вследствие даже не столько обычных родительских ошибок воспитания (с кем не бывает), сколько из-за тотального неуважения и неприятия личности ребенка.  Нервная система уже в состоянии выдерживать нагрузки, которые предъявляет современному ребенку жизнь, а психологически он уже сломан, подавлен и не способен  не то что к продуктивной учебе или работе, а даже к более-менее конструктивному диалогу.  

Так, к своим восьми годам, Витя – сын высокоинтеллектуальных и успешных родителей, помимо своего «родного» диагноза  «задержка психического развития», был крайне невротизирован очень высокими требованиями родителей, которые, несмотря на советы специалистов, отдали сына в престижную гимназию, с программой которой он не справлялся.  Энурез и энкопрез, повышенная тревожность, страхи, нервные тики, писчий спазм - все это было только видимой частью айсберга всех проблем мальчика. Родительские и школьные требования оказались непосильной ношей для его неокрепшей нервной системы. Мозг Вити, вместо того, чтобы спокойно «дозревать» и компенсировать последствия преждевременных родов,  был вынужден работать с двойной нагрузкой.  А если бы амбициозные мама и папа позволили ребенку развиваться в собственном темпе, много  гулять, свободно играть на свежем воздухе,  большинства этих проблем можно было бы избежать.  Но, к сожалению, таких детей очень  много.

 

Спокойствие, только спокойствие!

Однако,  среди детей с минимальной мозговой дисфункцией, есть категория очень возбудимых, и даже агрессивных малышей, склонных к истерикам и негативизму.

«Ему все крушить и ломать, нет, чтобы сказку послушать, порисовать» - вздыхает мать такого забияки. «Вчера в луже валялся, не хотел с улицы уходить,  сегодня еле-еле увела его от ларька с игрушками. Он плевался, кусался, орал так, что люди оборачивались и пальцами показывал. На горке толкнул девочку, в малыша запустил ведерком. Я просто боюсь с ним на улицу выходить».

И хотя, каждая такая мама, искренне верит, что ее ребенок «самый ужасный и невоспитанный» - подобные жалобы звучат довольно часто.   И если в семье завелся «маленький монстр», пожалуй,  не остается ничего другого, как спокойно,  терпеливо уверенно и настойчиво учить тому, чему обычно детей не учат – раз за разом объяснять, что посторонним взрослым говорят "вы", что когда все дети в саду делают аппликации, нужно заниматься тем же, что нельзя открыв рот и забыв обо всем идти следом за тетенькой с огромным сенбернаром на поводке.  

И конечно, придется забыть о неспешных беседах с другими мамами о новых моделях памперсов и преимуществах соков в баночках, в то время как их дети мирно играют  в песочнице.

А для того, чтобы выработать в себе это спокойствие и уверенность, родителям придется научиться очень многому  - не реагировать на комментарии окружающих, по поводу поведения ребенка, забыть о своих родительских амбициях и мечтах по поводу всюдууспевающего-суперпокладистого отличника, легко выигрывающего международные конкурсы по музыке, литературе и дзюдо.  И отказаться от поездок к строгой бабушке, которая запрещает прикасаться к ее вещам и считает что «приличные дети должны говорить шепотом».  И смириться с тем, что тройка – вполне нормальная оценка.   Ведь здоровье действительно дороже.

В общем, даже самым юным мамам и папам придется стать мудрее и взрослее, если им выпало воспитывать «трудновоспитуемого» ребенка.  И если ребенок истеричен и возбудим, взрослым придется стать вдвое спокойнее – «за себя и за того парня».

А еще родители ребенка, имеющего отклонения в развитии, должны  постараться выяснить, что в поведении ребенка является проявлением болезни, а что – уже успевшими сформироваться негативными паттернами поведения, над исправлением которых нужно работать особенно настойчиво.  Так, к примеру,  рассеянность, которая так раздражает родителей, может быть  проявлением дефицита внимания. И ругать, а тем более наказывать ребенка,  регулярно забывающего игрушки в детском саду, как минимум, неконструктивно.В  то же время, плаксивость и истеричность, может быть как следствием  проблем со здоровьем, так и удачно подобранных  маленьким манипулятором «отмычек» к сердцу родителей. Поэтому информированность о том, что происходит с ребенком, что можно исправить, а что необходимо просто принять как данность, очень важна.

Что такое слово «сам»?

Ещеодной трудностью, с которой приходится сталкиваться родителям «пограничных» детей является отсутствие у них явного желания делать что-то самостоятельно.  И в то время, как его сверстники во время кризиса трех лет, активно борются  с  заботливыми мамами, бабушками и нянями за свое право надевать колготки, застегивать пуговицы  и орудовать ложкой, детей с отклонениями в развитии все это не интересует. Они предпочитают жить так, как им комфортно – пусть мама завязывает шнурки, а бабушка кормит кашей. Не спешат они и приучатся к горшку.  Это происходит оттого, что формирование социального «я» у них происходит с задержкой. А это в свою очередь, приводит к тому, что потребности в преодолении трудностей  (чтобы убедится в том, что "я могу", как это часто бывает в норме) у таких детей почти нет. Внутренняя мотивация достижения снижена, желание получить одобрение взрослых тоже. Это делает воспитание такого ребенка  действительно сложной задачей.

Ребенок,  будто всем своим поведением провоцирует взрослых к тотальному контролю. Он неловок и несамостоятелен и родителям приходится многое делать за него.  Однако, со временем, это имеет очень негативные последствия. Ребенок становится более тревожным (ведь он много не знает и не умеет, без мамы этот мир кажется ему враждебным), мнительным (ведь постоянные одергивания и замечания не позволяют сформироваться уверенности в себе), инфантильным (ведь с каждым месяцем расстояние между тем, что может и умеет он и его сверстники – растет).  Помимо этого, гиперопека не позволяет ребенку практиковаться в умении планировать  свои действия, в произвольной регуляции своих движений и душевных порывов, в самоконтроле и внимательности.

Получается замкнутый круг – с одной стороны ребенок не имеет  особого желания  развивать именно те качества, которые и так у него отстают в развитии, с другой – родители, своей чрезмерной заботой и контролем, не позволяют ему это делать.  И надо сказать, очень упорно, не позволяют ребенку взрослеть и развиваться, путая заботу с гиперопекой.  Мотивы такого поведения родителей очень просты – гораздо удобнее иметь дело с ребенком, который полностью зависит от взрослого.  Таким ребенком проще управлять.  Он больше нуждается в опеке взрослых, что позволяет им испытывать чувство своей собственной значимости и восстребованности. Но потребность матери, а иногда и отца, подольше сохранить симбиотическую связь с чадом, оборачивается для него катастрофой.  Разрыв между желаниями, потребностями и возможностями подрастающего человека увеличивается с каждым месяцем,  а умения, навыки и  простой жизненный опыт, которые уже есть у сверстников,  у такого ребенка отсутствуют. Вместе с ним растет, формируется и крепнет его комплекс неполноценности.  

Прочь из замкнутого круга

Поэтому от родителей требуется обеспечить физическую безопасность ребенка, но заставить себя перестать беспокоится за чистоту в квартире и сохранность не самых ценных вещей, .  Ребенок должен сам ощутить на деле действия своих поступков – что разлитый  на пол сладкий чай, если его не вытереть, противно липнет, что забытый на столе кусок хлеба очень быстро зачерствеет и станет невкусным, что заброшенную неизвестно куда шапку придется долго искать перед прогулкой. Единственное условие – устранять последствия своей невнимательности или неосторожности ребенок должен сам.  Поэтому, прежде, чем бросаться с криками «осторожно, разольешь!» на помощь чаду, неуклюже пытающемуся налить лимонад из большой бутылки, стоит задуматься – а может, ему нужны эти ошибки? Разлил – вытер за собой, насорил – убрал.  Об этих несложных правилах вполне можно договориться.  Однако очень часто родители не придают значения этим очень простым на словах, но очень непростым на деле вещам. 

Ведь, в норме, маленький человек должен сам  стремиться разрывать  пуповину, связывающую его с матерью. Если этого не происходит, родителям нужно спокойно и ненавязчиво стимулировать ребенка к выполнению самостоятельных действий.  Ставить его в ситуации, когда он будет вынужден принимать самостоятельные решения и делать что-то для самообслуживания.

Так, к примеру, одной  маме  шестилетнего мальчика, который наотрез отказывался одеваться сам, приходилось выдумывать ситуации, когда она ждала сына во дворе, а мальчик  должен был одеться, закрыть дверь и спуститься во двор, чтобы пойти с ней в магазин «за подарком».

В другой ситуации, когда восьмилетняя девочка рано просыпалась и будила мать, чтобы та накормила ее завтраком, папа девочки научил ее делать бутерброды и объяснил на какой полке холодильника будут лежать продукты для ее утренних трапез.  И хотя мама поначалу сопротивлялась (так как она считала своим священным материнским долгом  «накормить малышку»), уже через несколько дней это позволило всей семье вздохнуть с облегчением.  Девочка могла позаботиться о себе и не будить никого во время своих утренних трапез, за что потом получала свою долю внимания от благодарных выспавшихся родителей.

И арсенал подобных родительских хитростей должен быть очень велик.  Что делать,  если уж пришлось воспитывать нестандартного ребенка, стандартные методы здесь могут быть бесполезны.  Зато можно каждый день придумывать новые гениальные психологические приемы, для воспитания несговорчивого чада.  

Однако, прежде, конечно же стоит обучить несложным алгоритмам действий – прежде чем выйти из дома, нужно проверить выключены ли все бытовые приборы,  взять ключи на полочке и закрыть дверь на замок. Для того, чтобы эта ситуация была возможна и опыт удался, предварительно следует разбивать все эти действия на более мелкие операции – научить ребенка открывать и закрывать ключом дверь,  выбирать одежду по погоде, выключать бытовую технику.
Если всего этого не делать, ребенок , конечно же, тоже будет расти и развиваться.  При условии нормального интеллекта, который всегда выступает как очень значимый ресурс развития, многие эти проблемы исчезнут. Однако ребенок  будет расти с ощущением своей неполноценности и инаковости (которую, к сожалению, и упорными занятиями не всегда удается преодолеть) и менее приспособлен к посещению детского сада, а потом и школы.

Сдерживающий фактор

Еще один очень важный шаг к гармонизации не только развития ребенка, но и отношений в семье – установление границ  (состоящие из запретов и разрешений) и согласованных правил.  Дети, нуждаются в ощущении безопасности, а дети с отклонениями в развитии – особенно. Им нелегко справляться с собственными аффектами, поэтому мир вокруг них должен быть понятен, стабилен и структурирован.  И если сегодня мама разрешает то, что вчера она категорически запрещала, а папа запрещает то, что разрешал позавчера этот мир кажется очень нестабильным, а взрослые – крайне ненадежными существами. И это вызывает  у ребенка потребность каждый раз проверять эти границы, на прочность,  и желание манипулировать взрослыми.  Поэтому, в семье должен существовать свод никогда-низачто-ненарушаемых правил, которые должны быть хорошо известны ребенку.  Чтобы правила работали, их не должно быть много  лучше 5, а максимум 7-8.  

Относительно всех прочих больших и мелких, глобальных и локальных конфликтов и конфликтиков  всегда можно договориться.  И именно это слово «договариваться» должно лежать в основе воспитания ребенка с трудным характером.  В своей замечательной книге «Взрывной ребенок», ее автор американский психиатр Росс Грин, предлагает подход к воспитанию детей с нарушениями поведения, который называется «метод совместного принятия решений». Он заключается в том, что родители вполне благожелательно и спокойно предлагают ребенку самому найти компромиссное решение, для выхода из сложной ситуации.

Наряду с развитием самостоятельности, формирования ответственности за свои поступки, такой подход, значительно облегчает жизнь родителям  трудного ребенка.

Журнал "Твой психолог"



Просмотров: 232
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как быть, если у влюбленных очень различный уровень доходов?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Если очень нужны объятия, а рядом никого нет. Что делать?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Если мужчина говорит вам, что очень дорожит своей свободой…
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Очень простые ответы на очень сложные вопросы
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Что делать мужчине, если секса нет, а очень хочется?
  • Что делать, если мы очень боимся неизвестности будущего?
  • Мой ребенок очень агрессивный…
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Очень активный ребенок – радоваться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь