|
Когда вокруг полная ж_паАвтор статьи: Елецкая Ирина Константиновна
Маша привычно жаловалась. Она всегда на что-то жаловалась. На мужа, на сына, на свекровь, на невыносимые условия работы, безденежье, бездушное и циничное отношение государства к своим гражданам, на тупость и хамоватость самих граждан… На медицину, на бюрократов, на плачевное состояние отечественного кинематографа. И так по кругу. Впрочем, надо отдать должное Машиной фантазии. По кругу – это про сам процесс. Содержимым этот процесс каждый раз наполнялся разным. Сегодня она жаловалась на систему образования. Сын закончил школу и впереди были ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Сын у Маши отличник, увлекается режиссурой, но поступать будет на юридический («парню нужна нормальная мужская профессия»). Сама Маша – микробиолог, кандидат наук. Муж – руководитель серьёзного проекта. В общем, нормальная благополучная семья. Ну, со своими, конечно, Аня любит у них бывать. Маша радушная, компанейская, с потрясающим чувством юмора, тонкая, умная. Но вот эти её бесконечные жалобы… И главное – непонятно, чего хочет-то. Дом полная чаша. Квартира в центре. Отдыхать ездят на хорошие европейские курорты (в одной из таких поездок Аня с Машей и познакомилась). Все трое успешные, благополучные... Живи и радуйся. Но нет. Всё плохо. Даже не так. Помните, как у Лобанова из «Интернов»: «И вокруг полная, беспросветная ЖО_А»
Однажды Ане Машино нытьё всё же надоело и перестала она его поддерживать. Может, утомилась, а может, просто смысл перестала в этом видеть... Но чем больше уклонялась Аня, тем настойчивее становились Машины жалобы, к которым теперь присоединились ещё и обиды на подругу за то, что Машины рассказы не находили в ней должного отклика, понимания и поддержки. Аню это удручало. И дело было даже не в том, что она начала испытывать какое-то смутное, липкое чувство вины оттого, что в её собственной жизни полная задница показывалась лишь эпизодически и не была привычным бессменным пейзажем. Просто Ане хотелось, чтобы и к её подруге жизнь повернулась своим фасадом. Она изо вех сил хотела её поддержать и приободрить. Но сколько ни пыталась она обращать Машино внимание на чудеса и красоты этого мира, сколько ни предлагала вариантов решений «неразрешимых» Машиных проблем, Машу, казалось, это только злило. Предложение подруги обратиться к психологу было воспринято Машей как тяжёлое личное оскорбление. Оно и понятно. Аня была дамой образованной и сама догадывалась, что, предлагая подобное, она нарушает Машины личные границы. Но это был последний аргумент в попытках отстоять свои собственные границы перед натиском Машиных жалоб и обвинений. И последний довод в пользу радости жизни и Машиной возможности присоединиться к этой радости. Что было дальше с подругами и как развивались события, история умалчивает. Слабо вероятно, но всё же возможно, что Маша придёт-таки к психологу. И вот тогда ситуация может начать развиваться по нескольким векторам.
Итак, клиент-жалобщик. Его мотивы, цели и задачи. Психологи относят таких клиентов к немотивированным. Но это неверно. Просто мотив психолога и мотив клиента в данном случае не совпадают.
Хорошим итогом совместной работы можно считать изменившееся к лучшему качество жизни клиента и его способность в дальнейшем решать свои жизненные задачи без помощи психолога.
Вот поддержание этой картины мира и есть Машина задача, её цель и её мотив. И любой, кто дерзнёт предложить ей что-то иное, как пыталась это сделать подруга Аня, встретит яростный, нешуточный отпор.
Что важно помнить психологу о клиенте-жалобщике.
Как быть, если жалобщик приходит на консультацию. Варианты взаимодействия. Для начала нужно убедиться в том, что перед вами действительно жалобщик. Иногда его можно спутать с клиентом, у которого просто «накопилось». И в том, и в другом случае человек будет рассказывать о том, как всё плохо. Важно спросить у клиента, каковы его ожидания от общения с психологом, чего он хочет достигнуть в результате этого общения. Допустим, человек говорит о том, что всё плохо, а хочет, чтобы стало хорошо. Тогда для прояснения клиентских целей может хватить одного уточняющего вопроса: «Сейчас Вы находитесь в пункте А, где всё плохо. А хотите попасть в пункт В, где хорошо. Каким образом Вы планируете туда попасть?» Жалобщик после такого вопроса, с большой долей вероятности, откажется от дальнейших встреч. Итак:
В ситуации, когда психолог не поддерживает игру «Всё плохо», цель жалобщика не может быть достигнута. Понимая это, он теряет интерес к процессу.
Здесь перед психологом встаёт необходимость решить для себя, готов ли он работать «контейнером» для жалоб клиента, целью которого не являются изменения. Не приведёт ли такая работа к эмоциональному выгоранию и как она должна оплачиваться, чтобы этого не произошло, в случае, если психолог за такую работу всё же возьмётся. То есть, психолог либо объясняет клиенту, что готов взаимодействовать только в режиме совместной работы. Либо предлагает условия, на которых он готов в одностороннем порядке работать «ушами» и «контейнером» для негативных эмоций клиента. В этом случае, даже если контракт удалось успешно обсудить, прояснить и подписать (чего только в жизни не бывает)), высока вероятность того, что рано или поздно – скорее, рано, чем поздно – клиент почувствует неудовлетворённость. Дело в том, что, даже если слушать клиента-жалобщика очень активно, но не разделять его точку зрения на то, что жизнь дерьмо, жалобщика постигает разочарование. После чего психолог в его глазах становится частью этой дерьмовой жизни и клиент уходит. Цель жалобщика, хоть и казалась достижимой, не была достигнута.
Через какое-то время клиент делает вывод о том, что работа с психологом не приносит результата, и уходит. Цель жалобщика (истинная, а не заявленная) при этом достигнута: картина мира подтвердилась. Очередной психолог оказался недостаточно компетентным и не справился. Либо проблема настолько тяжела и уникальна, что не по зубам ни одному психологу. В общем, всё плохо.
– Почему так важно фиксировать внимание на малопривлекательных сторонах жизни, поддерживая картину «всё плохо»? Для чего это нужно? Чем ценна такая картина? – Отказ от радости – не слишком ли высокая цена, чтобы эту картину поддерживать? За что в действительности вы платите такую цену? – Что будет, если картина изменится и станет более привлекательной? Чем это опасно? К каким нежелательным последствиям может привести? – Если предположить, что за необходимостью жить без радости скрывается какая-то ваша потребность, то что за потребность это может быть? Возможно, есть какие-то другие способы удовлетворить эту потребность и стоит их поискать? – На большинство из тех вещей, которые вызывают недовольство и разочарование, вы никак не можете повлиять. А есть ли что-нибудь, на что вы влиять можете, что-то, что зависит от ваших решений и от вашего выбора? И что может приносить удовольствие и удовлетворение.
В случае, если клиент заинтересовался хотя бы одним из этих вопросов, становится возможным заключить контракт на поиск ответа и самоисследование. И это уже совсем другая история. Здесь цель прихода к психологу меняется. Конечно, клиент не перестанет жаловаться в тот же час – это его привычный и надёжный, проверенный временем, способ адаптации. Но когда он проявляет интерес к чему-то, что не является полной... сами знаете, чем, он перестаёт быть жалобщиком (человеком, не заинтересованном в изменениях). Желание находить ответы и новые знания о себе – это уже перемены. Это уже запрос на совместную работу с психологом. Или самостоятельный поиск. И это серьёзная заявка на успех :)
P.S. Нет такого жалобщика, в потенциале которого не таилась бы способность к счастью.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|