Светлое в маме – это то, что она, не смотря на все трудности, выносила нас, нас родила, подняла на ноги.
Тёмное в маме – это её боль, страх, пустота, агрессия, нелюбовь, в том числе по отношению к нам, её детям.
У мамы есть свои причины на это, почему мама такая. В том числе системные причины.
Мы, как дети своей мамы, можем смотреть на светло-тёмную маму с позиции обвиняющего. "Мама ты мне не додала". Это позиция упрёка и обиды.
Мы можем смотреть на светло-тёмную маму с более позитивной точки зрения. С этой точки зрения мы видим светлую часть мамы. С этой очки зрения нам видны системные причины негативов в матери. С этой точки зрения идёт принятие её самой, нас самих, и наших с ней отношений, просто как факта бытия.
Как принять? Как принять мать, если не принимается. Это вопрос вопросов. Это очень непростой процесс. И суть данного упражнения в том и заключается, чтобы помочь тем, у кого не получается принять маму, сделать хотя бы небольшой шаг в этом направлении.
***
Упражнение проходит в четверках
Фигуры:
Заместитель тёмно-светлой мамы
Заместитель вашей упрекающей части личности
Заместитель вашей принимающей части личности
Системные причины (обозначены бумажным якорем позади фигуры мамы).
Важно: Всё, что будет видеть хозяин ситуации в образе этих трех фигур в растановочном поле - это всё информация из бессознательного.
Ребенок (независимо от возраста) часто не догадывается, что какой-то своей частью он упрекает мать.
Ребенок (независимо от возраста) часто не догадывается, что какой-то своей частью он принимает маму такой, как она есть.
Ребенок (независимо от возраста) может вообще не догадываться, что на самом деле с матерью происходит, потому что он не осознает ситуации, состояний и причин, почему она такая, как есть, в отношениях с ним.
Это всё в большей или меньшей степени бессознательное, не осознается хозяином ситуации.
Важно: Легче осознавать упрекающую часть в себе. Она экспрессивнее, заметнее.
Осознавать в себе принимающую часть, как правило, труднее. Она находится в самой глубинной части вашей души, и её вы редко кому показываете.
Что вам может помочь на этом тернистом пути?
В упражнении фигура принимающей части - это фигура "сталкера", драйвера изменений.
Принимающая часть – она ЗАВЕДОМО видит позитивное, светлое в маме.
Принимающая часть – она ЗАВЕДОМО знает причины негатива в маме.
Принимающая часть – она ЗАВЕДОМО принимает маму. Спасибо за всё то, что дала мне, стакан наполовину полон, дальше я дополню себя сам и пойду жить свою жизнь, как у меня самого будет получаться.
Принимающая часть, как сталкер, как проводник в горах, уже протоптала дорожку для хозяина ситуации. И когда он встает на её место, и всем телом на чинает ощущать её позицию, ему легче почувствовать контрастную новизну ощущений, и ему легче осознать её, легче согласиться, что и это в нём тоже есть.
Ход упражнения
Назначение фигур. Опрос фигур хозяином ситуации.
Хозяин ситуации сливается, интегрируется с упрекающей фигурой (НЕДОЛГО, НЕСИЛЬНО!) Как правило упрекающий, не принимающий чувствует себя, в той или иной степени, дискомфортно. "Ух ты, как же здесь не выносимо..." Этого достаточно. Не залипайте! Выходите из этой роли в первоначальную нейтральную позицию.
Хозяин ситуации сливается, интегрируется с принимающей фигурой. Так как эта фигура назначена заведомо наделенной принятием, осознанием причин, видением положительного в маме, то интеграция с этой фигурой, надевание на себя этой роли приведет к тому, что вы на маму посмотрите новыми глазами.
Дополнительная опция: Некотором может помочь такой приём – постоять на месте мамы.
Дополнительная опция: Некотором может помочь такой приём – постоять на месте системных причин происходящего.
Дополнительная опция: Некотором может помочь такой приём – постоять на месте далёкого будущего (когда вы сами будете в возрасте своей мама и у вас самих будут дети вашего возраста).
Итак, программа минимум:
постоять в роли упрекающего и почувствовать, каково это.
постоять в роли принимающего и почувствовать, каково это.
Важно: Может оказаться так, что данный опыт будет для вас неприятным. Ваше дело – просто сравнить и почувствовать разницу между позицией упрекающего и позицией принимающего.
Важно: Заместители частей – стоят в каждом из вариантов просто стоят рядом или за спиной хозяина ситуации, обеспечивая телесный контакт (например, ладонь на его спине или контакт руками).
Важно: Желательно в обоих тестах поддерживать (и выдерживать) контакт глазами с матерью.
Длительность упражнения – 7-15 минут на каждого.
***
Обсуждение
Выяснила. Что у меня немного претензий к маме. Я не могу оценивать и осуждать её. У неё своя жизнь. У меня к ней больше благодарности.
Заметила, что часть, которая находится в претензиях к маме, это, по сути, внутренний ребенок. А принимающая часть была, скорее, взрослой частью. Динамика упражнения – сначала постоять на позиции ребенка, а потом повзрослеть, для меня оказалась вполне логична.
Работа с принятием зацепила. Чувствую себя хорошо.
С мамой у меня не все просто. Но, как выяснилось в упражнении, это всё в моей голове. Контроль мамы надо мной. Попытки установить дистанию, как способ освободиться от этого контроля. Чувство вины за это всё. И всё это как, комок нервов, просто перекатывается в душе.
Плюс принятия – легкость, нет черни, которая есть в минусе. Я почувствовал, что это на самом деле очень тяжело стоять и упрекать мать в чем-то. Тяжело говорить ей: «Как же ты могла?!» Тяжело, как будто камень на сердце. А в принятии легко, нет этого груза, нет мешка этого стокилограммового. Ненужного абсолютно никому. На полюсе принятия было, конечно же, веселее. Очень интересно было на это посмотреть.
Данное упражнение для меня стало лакмусовой бумажкой. У меня неразрешенный конфликт с мамой находится в довольно острой стадии. Периодически я закатываю маме истерики и говорю ей: "Ты меня не любила, ты меня бросила, я тебя не уважаю". И когда вы только начали разговор, я поняла, что я все понимаю, я знаю её историю, а принять её я не могу, потому что она сама себя выгораживает очень сильно. А в упражнении оказалось, что по факту я всё это проработала. Фигуре упрека просто захотелось уйти и оставить эту игру. Не ковыряться. Не застревать. Дрова сожжены. Всё. На полюсе принятия фигура чувствовала себя тоже спокойно, как будто это и есть я. Как будто это мной уже присвоено.
У меня с мамой несколько лет назад были непроработанные моменты. Но я над ними работала. И упражнение подтвердило, что всё хорошо проработано. Проблемы нет. Всё в порядке. Я убедилась. Мне хорошо.
Для меня фигура на полюсе упрёков – это детское гримасничание. Как будто минуса никакого нету, а хочется просто погримасничать по-детски.
Палитра положительного полюса очень интересной оказалась. От искусственного навязанного состояния от головы, до слепого поклонения матери, просто потому, что она – мама – просто есть. Но эта положительная часть умеет обижаться на маму. Когда у мамы нет ответной реакции на эту любовь, у этой части возникает состояние, граничащее со смертью. Когда нет ответной реакции от мамы, это почти смерть. Если человек слаб, то с такой тенденцией можно и до суицида дойти. Причем, принимающая часть - она взрослая, осознанная. Ты всё понимаешь, ты всё чувствуешь, причинно-следственные все тебе известны, но по факту это вот так.
Я в этом упражнении поняла, что мамы создают и носят в себе некую защиту о нас – детей. Защиты от наших обид, от наших минусовых качеств. Хотя история тянется из прошлого как бумеранг, как бесконечная лента Мебиуса.
Ощущение, связанное с мамой, я открыла вчера. Я в этот момент очень сильно вышла из зоны комфорта. Это заставило меня почти физически страдать. Ощущение такое, что весь твой мир обрушился, что до сего времени у тебя стояли какие-то подпорки, и ты на них рос. И в друг всё исчезло. И это состояние, страшное. Я сегодня сюда бежала, чтобы принести это состояние на анализ.
Самый простой способ разрушить отношения – это начать их выяснять. Были мы в фантазиях про маму и были бы дальше. И все было бы в порядке. Чего горожу городить. А тут бац, и вот тебе приплыло. Случается.
Я сегодня утром делаю практику прощения с мамой, и ловлю себя на мысли, что я на неё обижаюсь. И одновременно ловлю себя на мысли, что я имею право на свою обиду. И ловлю в себе это противоборство, как совершенно разные вещи. И я это реально сегодня утром это почувствовала. И сегодня вечером я очень хорошо прочувствовала всем телом, что детская часть обижается, взрослая принимает. У меня в голове как будто мозаика сложилась. Пазл сошелся. Упражнение показало мне мои детские фантазии, ради чего я обижаюсь. И взрослое понимание, что в маме есть много сильного и много светлого. Мозаика реально у меня сложилась красивая.
Для исцеления ситуации в отношениях каждый участник ситуации должен признать за собой право на любые чувства. И признать за партнером по взаимодействию право на любые чувства, в том числе по отношению к себе. Мама может и любить, и злиться. Ребенок может и любить, и злиться. Все имеют право. Все живые люди. Каждый имеет право и любить, и не любить любого другого. Каждый имеет право на своё. И на выражение своих чувств открыто. Если родители к примеру начнут прятать что-то своё, неприятное для дочери, прятать свои чувства, психосоматика их разорвет изнутри. Если ребенок начнет прятать что-то своё, неприятное для родителей, психосоматика его разорвет изнутри. Так что лучше выразить эти чувства в безопасной форме, обменяться, признать их наличие, и станет легче обоим.
Я была в упражнении упрекающей частью. Я чувствовала себя подростком. И головой я понимала, что у мамы могут быть свои причины для нелюбви. И одновременно с этим была такая позиция, что мне плевать на эти причины. Мне нужна любовь и всё. Как будто тебя подавляют, заставляют тебя говорить определенные вещи, а ты не хочешь их говорить.
Если идут слёзы, это значит что начало выходить то, что требует выхода. Надо просто помочь этому выйти побыстрее. Акцент на выдохе, и любые другие символы отпускания подойдут.
Я понял, что недолюбленность – причина всего, причина претензий к родителям. Когда-то в далеком детстве некупленная игрушка может оставить осадок до седых волос. Для меня признак недолюбленности – это когда проигнорировали мои просьбы.
А с другой стороны, а что такое долюбленность. Три килограмма любви мне не додали, или целых пять килограммов?
Когда пришел взрослый человек к детской части и сказал: «Давай я тебе сейчас завяжу бантик, пойдем в парк погуляем", наступила полная гармония, сопли, слёзы, и даже негативная упрекающая часть поплыла, выросла.
А у нас в группе принимающая часть превратилась в отца матери. Вот это интересно. Одна фигура в упражнении поработала в двух ипостасях, показала хозяину ситуации два важных аспекта ситуации. Сначала показала часть личности, любящую маму. А потом превратилась в отца матери.
Если мама чего-то не дала, нужно вырастить маму в себе. Если папа чего-то не дал, надо вырастить папу в себе.
Сегодня вообще очень важный день. Сегодня очень много уважения было высказано мужчинами. Для меня это очень ценно. Потому что в моей семье от женщин очень часто было слышно: «Ты не мужик, и ты тоже не мужик!» Я сегодня всем телом поняла важность уважения мужчин.
Женщины, которые презирают, упрекают, предъявляют претензии мужчинам, делают себе медвежью услугу. Как только мужчина слышит упреки, он отходит в сторону, и освобождает пьедестал для женщины. И женщина получает все преимущества власти, тотального контроля, и вместе с этим бонусом всю полноту ответственности, и всю нагрузку. И начинает тащить это всё как ослик. Хотели власти? Получите - распишитесь! Когда женщины устают тащить воз и начинают выть от перегрузки, часто оказывается поздно, потому как муж уже привык шлифовать диван пятой точкой и ни за что не отвечать. Ему уже удобно. Он уже привык. С дивана его снять уже намного труднее. Только с криками и с воплями.
***
6-7 октября 2018 года учебный курс «Интегративная модель системных расстановок» в Москве www.olvia-center.ru
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.