Дом престарелых – для удобства и комфорта

Автор статьи: Львова Анастасия

Говорят: старикам помогают – отдают долг, детям – вкладываются в перспективу. Хотя наша этика, слава богу, и редко углубляется в вопрос о том, какая сложится перспектива, и какой отдаётся долг; есть лишь два разных слова, и поэтому детям в детских домах, например, по закону положены комнаты социально-психологической реабилитации и поиск родителей, а пожилым людям в домах престарелых – нет, ни комнат, ни хот бы поиска собеседников вне стен палат. Хотя начиналось в таких заведениях всё одинаково…


 

Первые богадельни в России появились в эпоху царствования Алексея Михайловича1. Исторически критерием оказания социальной помощи в приютах, богадельнях и лечебницах являлся не возраст, а уровень бедности, и оказание помощи сочеталось с изоляцией. Мнение о рабочем или же ином детском потенциале менялось – с Оливера Твиста или ранее, а престарелые всё рассматривались как одна из «зависимых» категорий наравне с нищими, бродягами и душевнобольными2. С тех пор изменилось многое, и сейчас такое приравнивание, я надеюсь, вызывает удивление; однако, несмотря на появление социальных учреждений стационарного обслуживания людей, относящихся к среднему и высшему классу, престарелые продолжают ощущать на себе клеймо социально-психологической неполноценности. В беседах с приезжающими упоминают, что приехали в «богадельню», «доживать»; часто так думает и само общество, так как система стационаров социального обслуживания подразумевает зависимость пожилого человека от других3.

Негативное отношение к проживанию в домах престарелых – социальная норма, формирующаяся, согласно мнению экспертов, из-за невозможности выбора соседей при ограниченной возможности отдельного проживания, из-за большой численности проживающих, из-за постоянного соседства с имеющими плохой уровень здоровья людьми, и из-за высокой смертности. В работе Л.И. Анцыферовой указано три предвестника скорой смерти людей пожилого возраста: один из них – переселение в дом престарелых (вообще перемещение на новое место жительства против воли) 4. По Э.Я. Штернбергу после переезда в дом престарелых из-за социальной изоляции увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний и смерти.

К причинам поступления в дома престарелых относятся такие, как состояние здоровья, конфликтная ситуация в семье, желание сохранить независимость5. При этом существует теория, согласно которой любая утрата прежнего состояния сопровождается переживанием горя6, поэтому даже в случае поступления в дом престарелых для ухода от конфликтов или переезда в лучшим образом оборудованное, но непривычное учреждение подобное событие может вызывать психоэмоциональные проблемы, вплоть до летального исхода вследствие нехватки ресурсов на такое переживание у самого человека. Помимо прочих проблем, у проживающего нет возможности остаться в том или ином учреждении в случае его расформирования, есть постоянный риск уехать на чужую для местных жителей землю.

Для стационарных учреждений социального обслуживания (так, официально, называют тысячи людей) характерно отсутствие интенсивного общения с другими поколениями; ощущение ненужности приводит к снижению самооценки пожилых людей, снижает их психоэмоциональные резервы7. В целом среди пожилых людей, проживающих в условиях дома-интерната, более распространены депрессии средней и тяжёлой формы, нежели среди пожилых людей, проживающих в одиночестве в домашних условиях8. С выходом на пенсию общение часто становится эпизодическим и ситуативным, служащим удовлетворению актуальных потребностей9. Социальная изоляция усиливается также и при неспланированной смене окружения в связи с переездами в более крупные и оборудованные дома престарелых, характерными для отечественной системы, ещё незначительно изучившей неэкономические стороны проблемы.

Расширение общения пожилых людей со сверстниками, имеющими примерно те же стереотипы восприятия и проблемы, и способствует социальной адаптации10, и препятствует достижению психологического комфорта, так как в случае отсутствия общения с представителями других поколений пожилые люди не могут удовлетворить потребность в том, чтобы делиться своим жизненным опытом, что является видом отсутствия требований от социума – а значит, приводит к более низкой самооценке, ощущению ненужности, депрессии и угасанию.

Среди факторов дезадаптации выявлен такой, как снижение в современной России ценности долголетия (и, следовательно, ценности здоровья) 11, отсутствие социальных требований к пожилым, ведущее к снижению самооценки12 13, ролевая неопределённость (соответствие ролей пожилых ожиданиям общества затруднено; ну вот можете ли вы сказать, не задумавшись, что такое «молодая мать» и чего от неё ждать, а что такое – «вдовец», и как с ним общаться?), субъективная ценность происходящих социальных утрат14. Почти все поступающие на проживание в стационарные учреждения социального обеспечения имеют ограниченные сведения об учреждении, причем эти сведения дают негативные представления, что мешает адаптации15; они вызывают тревожность и неуверенность в будущем (что является предпосылкой для реакций дезадаптации, субдепрессивных состояний, чувства тоски и тревоги, сожалении о решении поступить в интернат), грусть из-за невозможности пользоваться любимыми вещами (как правило, даже сами пожилые люди не считают важным брать с собой любимые вещи – а зря) и потери прежних знакомств. Возможная фиксация на недугах и нарушениях сна способствует появлению и развитию болезней. Период подобного дезадаптивного состояния продолжается от года до трёх, в связи с чем в официальную статистику стационарных учреждений включено понятие «смертность в течение первого года жизни» (100-115 человек в год на 10 интернатов Ярославской области в период с 1997 по 2007 годы). Изучение факторов, влияющих на данную адаптивность, открытая публикация статистики для привлечения ресурсов гражданского общества и введение работу с ними в программы социального обслуживания – например, через большую открытость общения домов престарелых с «внешним миром», большую информированность о порядках и предоставление большего выбора – могут привести к улучшению статистических показателей, передающих качество жизни клиентов социальных учреждений.

Тем временем, в современных российских реалиях существуют волонтёрские институты (включая инициативы персонала), интуитивно реализующие программы по общению со старшим поколением, проживающим в домах престарелых, предложение им альтернативных видов деятельности (например, игры взамен утраченных с социальными ролями работы и обучения). Интерес общества виден в сборах подарков и историй, проводимых разными организациями, в собранных на Boomstarter деньгах на фильм о выживших в ГУЛАГе бабушках, получивший главный приз российской программы кинофестиваля документальный фильм «Широкие объятья» о поездках волонтёров в дома престарелых.

Даже предрекаемые всем нам в соответствующие сроки так называемые старческие недостатки при внимательном исследовании оказываются решаемы; лежачие начинают ходить после того, как волонтёры отвозят их к врачу, занудные дедушки при регулярном общении восстанавливают кажущийся нам естественным навык разговаривать с человеком интересно, а мелкие хитрости вроде той, чтобы говорить с бабушками словами, где побольше звуков звонких, и поменьше звуков шипящих – и куда девается то, что уж и сама бабушка считала глухотой?

Показано, что адаптивность в домах престарелых повышается при возможности пользоваться привычными вещами (исследования проводились за рубежом16 и подтверждены и отечественными наблюдениями17), возможности выбирать себе соседей. Проведённый в 1976 году эксперимент показал, что возможно значительно улучшить удовлетворённость жизнью пожилых людей просто в случае нахождения средств для повышения их активности18. Да даже в России рассказывают, как лежачие бабушки решили подниматься и на ходунках ходить, чтобы культоргу помочь к выставке подготовиться – просто малоизвестны такие явления, и если счесть их чудесами – так как будто редкими они должны быть, а если поверить в то, что это нормально – надо же просто пробовать что-то менять.

Одно мешает совсем сослаться на то, что мы, люди, остаёмся таковыми в любом возрасте, а значит, и проблемы надо решать схожими образами – не «богадельнями», а воздушными шарами и хотя бы навещающими людьми; в детских домах тоже нужна помощь волонтёров, и в жизни вне социальных учреждений тоже многое надо – или хочется – делать. Лично я считаю, что хорошая новость тут – в том, что не надо делать выбор, и даже написанное здесь может помочь изменениям.

________

Впервые опубликовано на условиях лицензии CC BY 4.0) на сайте издания «Частный Корреспондент».

1Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — СПб.: Питер, 2002. — С. 52. — 256 с.
2 Якимова Е.В., Харевен Т.К. Последний этап: Исторические аспекты зрелости и старости // Социальная геронтология: современные исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1994. — С. 104-111. (The last stage: Hist. adulthood a. old age // Adulthood. Erikson E.H. – N.Y., 1978. –P. 201-216.)
3Краснова О.В. Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. — 2006. —№ 2 (34). — c. 49-61
4 Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время тёплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. — Т.15. — № 3. — С. 99-104.
5 Цыплакова Л.Б., Архипова О.В. Психологические проблемы пожилых резидентов в условиях стационарного проживания и пути их решения / Методическое пособие для психологов, социальных работников, медицинского персонала. — М.: Практическая интернет-конференция психологов секции стационарных учреждений социального обслуживания общего типа 06.03.2011 - 09.03.2011. «Угроза суицида в позднем возрасте. Диагностика. Антисуицидальная интервенция резидентов в стационарных условиях», 2011. — с. 2-12
6Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2004. —256 с.
7Цыплакова Л.Б., Архипова О.В., 2011
8Поднебесная Е.Б. Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (условия дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях). / Автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.13 — Москва, 2006. — С. 24-25.
9Попова А.В. Динамика и факторы социально-психологической адаптации пожилых людей в современных домах-интернатах. / дисс. канд. псих. наук: 19.00.05 — Ярославль, 2008. — с. 54
10Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 34-59.
11 Шилова Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых людей в условиях реформ // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 60-74.
12 Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 33-39. — 134 с.
13 Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 34-59.
14Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. — Л. : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1991. — С. 30. — 168 с. — ISBN 5-225-01423-2
15Попова А.В. Динамика и факторы социально-психологической адаптации пожилых людей в современных домах-интернатах. / дисс. канд. псих. наук: 19.00.05 — Ярославль, 2008. — с. 124.
16Wapner S., Demick J., Redondo JP. Cherished Possessions and Adaptation of Older People to Nursing Homes (The International Journal of Aging and Human Development , Volume 31,
Number 3 / 1990)
17Котова Л.А. О психической адаптации пожилых больных при поступлении в психиатрический стационар // Обозрение психиатрии и медицинская психология. — 1993. — № 1. — С. 89-91.
18 Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время тёплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. — Т.15. — № 3. — С. 99-104.



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности пожилых людей
  • Психологические особенности пожилых людей
  • Социально психологическая служба в дом престарелых
  • Потребность в принадлежности у пожилых людей
  • Панические атаки у пожилых людей.
  • Быть нужным или делать что-то полезное: в чем проблема невостребованности пожилых родителей?
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Новые технологии для пожилых
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • Работа в доме для престарелых, пациенты с деменцией.
  • О группах психологической помощи для бездомных людей
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Плохой и хороший полицейский... или Что нам мешает видеть людей реальными
  • Особенности суицида у пожилых
  • Как научить пожилых родителей принимать нашу помощь с благодарностью?
  • Депрессия у пожилых. Как помочь родителям.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Тюнинг эко-здоровья природной зоны как средство улучшения био-социального здоровья людей
  • Пособие для интроверта: как найти своих людей и большую любовь
  • Почему в России нет телепрограмм на тему секса для людей преклонного возраста?
  • Инструктаж для деловых людей: Что должно быть в любой публикации
  • Что заставляет людей при конфликте браться за нож?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Личностные и социально-психологические особенности людей, склонных к экстремальным видам спорта
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Жизнь на сломе. Что приводит людей в ряды террористов и как этого избежать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь