|
Дом престарелых – для удобства и комфортаАвтор статьи: Львова Анастасия
Говорят: старикам помогают – отдают долг, детям – вкладываются в перспективу. Хотя наша этика, слава богу, и редко углубляется в вопрос о том, какая сложится перспектива, и какой отдаётся долг; есть лишь два разных слова, и поэтому детям в детских домах, например, по закону положены комнаты социально-психологической реабилитации и поиск родителей, а пожилым людям в домах престарелых – нет, ни комнат, ни хот бы поиска собеседников вне стен палат. Хотя начиналось в таких заведениях всё одинаково…
Первые богадельни в России появились в эпоху царствования Алексея Михайловича1. Исторически критерием оказания социальной помощи в приютах, богадельнях и лечебницах являлся не возраст, а уровень бедности, и оказание помощи сочеталось с изоляцией. Мнение о рабочем или же ином детском потенциале менялось – с Оливера Твиста или ранее, а престарелые всё рассматривались как одна из «зависимых» категорий наравне с нищими, бродягами и душевнобольными2. С тех пор изменилось многое, и сейчас такое приравнивание, я надеюсь, вызывает удивление; однако, несмотря на появление социальных учреждений стационарного обслуживания людей, относящихся к среднему и высшему классу, престарелые продолжают ощущать на себе клеймо социально-психологической неполноценности. В беседах с приезжающими упоминают, что приехали в «богадельню», «доживать»; часто так думает и само общество, так как система стационаров социального обслуживания подразумевает зависимость пожилого человека от других3. Негативное отношение к проживанию в домах престарелых – социальная норма, формирующаяся, согласно мнению экспертов, из-за невозможности выбора соседей при ограниченной возможности отдельного проживания, из-за большой численности проживающих, из-за постоянного соседства с имеющими плохой уровень здоровья людьми, и из-за высокой смертности. В работе Л.И. Анцыферовой указано три предвестника скорой смерти людей пожилого возраста: один из них – переселение в дом престарелых (вообще перемещение на новое место жительства против воли) 4. По Э.Я. Штернбергу после переезда в дом престарелых из-за социальной изоляции увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний и смерти. К причинам поступления в дома престарелых относятся такие, как состояние здоровья, конфликтная ситуация в семье, желание сохранить независимость5. При этом существует теория, согласно которой любая утрата прежнего состояния сопровождается переживанием горя6, поэтому даже в случае поступления в дом престарелых для ухода от конфликтов или переезда в лучшим образом оборудованное, но непривычное учреждение подобное событие может вызывать психоэмоциональные проблемы, вплоть до летального исхода вследствие нехватки ресурсов на такое переживание у самого человека. Помимо прочих проблем, у проживающего нет возможности остаться в том или ином учреждении в случае его расформирования, есть постоянный риск уехать на чужую для местных жителей землю. Для стационарных учреждений социального обслуживания (так, официально, называют тысячи людей) характерно отсутствие интенсивного общения с другими поколениями; ощущение ненужности приводит к снижению самооценки пожилых людей, снижает их психоэмоциональные резервы7. В целом среди пожилых людей, проживающих в условиях дома-интерната, более распространены депрессии средней и тяжёлой формы, нежели среди пожилых людей, проживающих в одиночестве в домашних условиях8. С выходом на пенсию общение часто становится эпизодическим и ситуативным, служащим удовлетворению актуальных потребностей9. Социальная изоляция усиливается также и при неспланированной смене окружения в связи с переездами в более крупные и оборудованные дома престарелых, характерными для отечественной системы, ещё незначительно изучившей неэкономические стороны проблемы. Расширение общения пожилых людей со сверстниками, имеющими примерно те же стереотипы восприятия и проблемы, и способствует социальной адаптации10, и препятствует достижению психологического комфорта, так как в случае отсутствия общения с представителями других поколений пожилые люди не могут удовлетворить потребность в том, чтобы делиться своим жизненным опытом, что является видом отсутствия требований от социума – а значит, приводит к более низкой самооценке, ощущению ненужности, депрессии и угасанию. Среди факторов дезадаптации выявлен такой, как снижение в современной России ценности долголетия (и, следовательно, ценности здоровья) 11, отсутствие социальных требований к пожилым, ведущее к снижению самооценки12 13, ролевая неопределённость (соответствие ролей пожилых ожиданиям общества затруднено; ну вот можете ли вы сказать, не задумавшись, что такое «молодая мать» и чего от неё ждать, а что такое – «вдовец», и как с ним общаться?), субъективная ценность происходящих социальных утрат14. Почти все поступающие на проживание в стационарные учреждения социального обеспечения имеют ограниченные сведения об учреждении, причем эти сведения дают негативные представления, что мешает адаптации15; они вызывают тревожность и неуверенность в будущем (что является предпосылкой для реакций дезадаптации, субдепрессивных состояний, чувства тоски и тревоги, сожалении о решении поступить в интернат), грусть из-за невозможности пользоваться любимыми вещами (как правило, даже сами пожилые люди не считают важным брать с собой любимые вещи – а зря) и потери прежних знакомств. Возможная фиксация на недугах и нарушениях сна способствует появлению и развитию болезней. Период подобного дезадаптивного состояния продолжается от года до трёх, в связи с чем в официальную статистику стационарных учреждений включено понятие «смертность в течение первого года жизни» (100-115 человек в год на 10 интернатов Ярославской области в период с 1997 по 2007 годы). Изучение факторов, влияющих на данную адаптивность, открытая публикация статистики для привлечения ресурсов гражданского общества и введение работу с ними в программы социального обслуживания – например, через большую открытость общения домов престарелых с «внешним миром», большую информированность о порядках и предоставление большего выбора – могут привести к улучшению статистических показателей, передающих качество жизни клиентов социальных учреждений. Тем временем, в современных российских реалиях существуют волонтёрские институты (включая инициативы персонала), интуитивно реализующие программы по общению со старшим поколением, проживающим в домах престарелых, предложение им альтернативных видов деятельности (например, игры взамен утраченных с социальными ролями работы и обучения). Интерес общества виден в сборах подарков и историй, проводимых разными организациями, в собранных на Boomstarter деньгах на фильм о выживших в ГУЛАГе бабушках, получивший главный приз российской программы кинофестиваля документальный фильм «Широкие объятья» о поездках волонтёров в дома престарелых. Даже предрекаемые всем нам в соответствующие сроки так называемые старческие недостатки при внимательном исследовании оказываются решаемы; лежачие начинают ходить после того, как волонтёры отвозят их к врачу, занудные дедушки при регулярном общении восстанавливают кажущийся нам естественным навык разговаривать с человеком интересно, а мелкие хитрости вроде той, чтобы говорить с бабушками словами, где побольше звуков звонких, и поменьше звуков шипящих – и куда девается то, что уж и сама бабушка считала глухотой? Показано, что адаптивность в домах престарелых повышается при возможности пользоваться привычными вещами (исследования проводились за рубежом16 и подтверждены и отечественными наблюдениями17), возможности выбирать себе соседей. Проведённый в 1976 году эксперимент показал, что возможно значительно улучшить удовлетворённость жизнью пожилых людей просто в случае нахождения средств для повышения их активности18. Да даже в России рассказывают, как лежачие бабушки решили подниматься и на ходунках ходить, чтобы культоргу помочь к выставке подготовиться – просто малоизвестны такие явления, и если счесть их чудесами – так как будто редкими они должны быть, а если поверить в то, что это нормально – надо же просто пробовать что-то менять. Одно мешает совсем сослаться на то, что мы, люди, остаёмся таковыми в любом возрасте, а значит, и проблемы надо решать схожими образами – не «богадельнями», а воздушными шарами и хотя бы навещающими людьми; в детских домах тоже нужна помощь волонтёров, и в жизни вне социальных учреждений тоже многое надо – или хочется – делать. Лично я считаю, что хорошая новость тут – в том, что не надо делать выбор, и даже написанное здесь может помочь изменениям. ________ Впервые опубликовано на условиях лицензии CC BY 4.0) на сайте издания «Частный Корреспондент». 1Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — СПб.: Питер, 2002. — С. 52. — 256 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|