|
"Ты меня не слышишь...": как общаться в конфликтеАвтор статьи: Ирина Ребрушкина
Начиная серию текстов о конфликтах, я упоминала о классификации конфликтов по количеству участников - от внутриличностных до межгрупповых. Больше всего нас обычно волнуют конфликты, возникающие в общении с другим человеком. Мы ссоримся с друзьями, мужьями, женами, родителями, детьми, начальниками, подчиненными… И все это межличностные конфликты. Как часто мы бьемся в них, словно в глухую стену – ранимся, тратим силы, нервы, изобретаем убийственные аргументы, задействуем все свое красноречие, а нас не слышат, не понимают, не учитывают.
Процитирую из книги А. и В. Козловых:
Пример. Муж, поужинав, часто забывает убрать за собой посуду. Рассмотрим, как может выглядеть обращение к нему жены, использующей эти слагаемые умения выражать эмоции: «Я очень злюсь и расстраиваюсь (а), когда ты оставляешь грязную посуду на столе (б). Я тогда начинаю думать, что меня не учитывают и мои просьбы неважны для тебя. А когда я жила в общежитии, моя соседка оставляла грязную посуду и у нас завелись тараканы (в). Я хотела бы, чтобы ты не забывал убирать за собой. Вижу, что тебе трудно помнить про это, что же нам с этим делать? (г)». Обратный пример, в котором нарушены данные рекомендации: «Тебя что, не учили убирать за собой?! (сообщается суждение, а не эмоция) Ну и свинья же ты! (снова суждение, оскорбляющее личность оппонента, а не ремарка о его поведении) Тебе не стыдно? (не сообщает, что его действия значат для нее, а диктует ему, что он должен переживать) Чтобы больше я этого не видела, убери немедленно! Еще раз оставишь – надену тебе эту тарелку на голову! (диктует свое решение проблемы, причем использует унижение и угрозы)». И это, конечно, очевидный пример эмоционального срыва. В книге В. и А. Козловых рассматриваются менее явные, но не менее важные ошибки управления эмоциональным напряжением в бизнес-сфере [1]. Рассмотрим их и мы, только примеры приведем не из бизнеса, а из повседневной жизни: - «Ты опять не убрал посуду. Понимаю тебя, конечно» – голословное утверждение: неясно, в чем именно вы понимаете партнера. - «Ты опять оставил посуду! Понимаю, сама иногда бываю свиньей» – подчеркивание общности в том, что неприятно для партнера, может оскорбить его. - «О, неужели! Посуда убрана! Уже и не ожидала от тебя» – ирония, скрытое принижение личности партнера: передается послание, что обычно он находится на более низком уровне. *** Итак, важные принципы, помогающие отстаивать себя в конфликте:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|