Дао психотерапевта

Автор статьи: Наталья Олифирович

ДАО ПСИХОТЕРАПЕВТА

Наталья Олифирович

 

Много лет занимаясь изучением идентичности профессионалов в области психотерапии, я столкнулась с тем, что очень сложно описывать процесс, в ходе которого происходит «рождение» и развитие специалиста. Существуют гетерогенные модели, базирующиеся на тех или иных теориях развития, с большими или меньшими подробностями описывающие «движение» специалиста между различными кризисными точками его профессионального бытия. Однако они не могут «схватить» всей специфики этого сложного процесса, и не дают ответов на разные онтологические вопросы, возникающие и у начинающих, и у вполне состоявшихся психотерапевтов. Кого считать «хорошим» психотерапевтом? Как помогать другим и при этом оставаться собой? Чем «лечит» психотерапевт? Эти вопросы рождаются из специфики профессиональной жизни, и ответы на них приходится иногда искать очень долго и никогда не быть окончательно уверенными в их правильности и единственности.

Мне кажется, что для описания сложного и многогранного развития психотерапевта как личности и как профессионала достаточно адекватным является использование категории «Дао», при помощи которой в китайской философии описывают вечное действие или принцип творения. Наиболее точный перевод слова «Дао» – путь. Дао является и источником всех форм, и энергией, которая формирует весь процесс творения и само творение. Так как Дао охватывает всё, в том числе противоположности, его нельзя описать в интеллектуальных понятиях. Именно из-за этого китайская философия полна парадоксов. Например, Дао одновременно и единичное (неповторимый путь каждой вещи и каждого явления в отдельности), и Единое, универсальный закон Вселенной, объединяющий все вещи и все явления в одно существование. Дао словно «разлито» во всех остальных действующих силах, «пронизывая» их. Дао осмысливается одновременно и как средство, и как цель существования. Знание и понимание – термины, вообще не применимые к Дао. Возможно, что всё существующее существует «просто так», а цель мы ищем, потому что не понимаем принципов Дао. Когда же понимаем, мы перестаём искать цель и смысл, а живём «просто так» – и только тогда совпадаем с принципами существования [2]. Таким образом, выбирая данную категорию в качестве базисной, я хотела обратить внимание на основную характеристику Дао – невозможность интеллектуального постижения, «незаданность» целей и смыслов, жизнь «в потоке» тех процессов, которые пронизывают наши отношения с собой, миром и Другими.

Использование нами термина «психотерапевт» отражает определенную позицию, основанную на том, именно он наиболее точно описывает специалиста в области профессиональной помогающей психологической деятельности. Фактически, границы этой деятельности очертила Страсбургская декларация Психотерапии 1990 года, которая охарактеризовала психотерапию как особую дисциплину из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию. В декларации подчеркивалось, что подготовка психотерапевтов должна осуществляться на высококвалифицированном, научном уровне: образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально, включать теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора с одновременным ознакомлением с другими методами. Психотерапевтическое образование может получить человек, имеющий соответствующее высшее образование в области гуманитарных и общественных наук (медицинское, психологическое, философское, педагогическое и др.).

Таким образом, в данной статье я попробую очертить мое видение сложного и многогранного профессионального пути человека, который в качестве профессиональной деятельности выбрал оказание психологической помощи другим людям – психотерапевта.

Необходимыми и достаточными условиями для появления психотерапевта являются, на мой взгляд, следующие. Первое – потребности окружающей среды, или системы, в которой предстоит жить и работать психотерапевту. Очевидно, что именно прегнантность («беременность») внешнего окружения идеей необходимости профессиональной помогающей деятельности вызвала к жизни эту профессию. До сих пор есть культуры, где данная профессия не существует, а функции психотерапевтов выполняет семья, церковь, служители культов, референтные группы и др. Поэтому профессиональный психотерапевт появляется там и тогда, где он нужен. Многие писали о том, что в СССР практически не было психотерапии как практики оказания психологической помощи, потому что она бросала вызов самим устоям государства. Слишком уж непредсказуем результат, слишком много философии и мало «конкретных достижений поставленных целей». И только в 90-е гг. у жителей постсоветского пространства появилась устойчивая потребность шагать не «в ногу», а по своему собственному, уникальному пути, что привело к появлению и развитию профессии. Именно поэтому в маленьких городах и деревнях, там, где все еще существует коллективистская, коммунитарная культура, где люди поддерживают друг друга в рамках сложившейся системы семейных, дружеских, профессиональных отношений, психотерапевт «не рождается», потому что его функции выполняет социум.

Вторе условие выполняется тогда, когда готовность конкретного психотерапевта «родиться» в определенном пространственно-временном континууме и, как не парадоксально, одновременно начать существовать везде и повсюду. Наличие Интернета, глобализация, унификация подготовки специалистов ведет к тому, о чем говорят последователи идей Дао – оно «разлито» повсеместно. Очевидно, что в своей жизни психотерапевт переживает не одно, а множество рождений-перерождений, которые можно описать в идеях единства и борьбы противоположностей, полярностей или парадоксов.

Попробуем пояснить это на примере описания этапов работы с полярностями. Использование идеи полярностей позволяет расширить восприятие себя и мира, отказаться от «черно-белого» мышления, а со временем сформировать по-настоящему безоценочную позицию. Упрощенное объяснение того, как «работает» идея полярностей, заключается в том, что один ярко представленный полюс технически заменяется другим – своей противоположностью. Это приводит к изменению восприятия, отношения к ситуации, себе и Другому. Однако такая инверсия – лишь промежуточная стадия, а не результат. В работе с полярностями можно выделить несколько этапов:

·                    определенные мысли, чувства, переживания человека из-за актуального состояния;

·                    возникновение в процессе проработки противоположного смысла и переживаний;

·                    поиск точки равновесия между двумя полюсами;

·                    способность удерживать полярные состояния одновременно;

·                    поиск и переживание других, семантически более сложных полюсов и смыслов;

·                    нахождение точки равновесия и стабильности, дистанциирование от ситуации [3].

Подобные психотехнологии описаны В. Франклом (парадоксальная интенция), А. Адлером (негативная практика), Ф. Ферелли (провокации), Ф.Перлзом (гештальтистская техника «собака сверху/собака снизу») и др.  В основе подобных техник лежит так называемое «побуждение к действию наоборот».

Существует более глубокий уровень психологического воздействия при помощи парадоксов, например, коан – парадоксальная задача в дзен-буддизме, неразрешимая в рамках обычного логического мышления, целью которой также выступает остановка мышления, достижение сатори (просветления). Например, результат разрешения коана – не когнитивный и не вербальный, а процессуальный, особый опыт целостности личности, который также принято называть состоянием недвойственности.

Поэтому третье условие – это готовность психотерапевта пройти через ряд полярных состояний и развитие его способности не «застревать» ни в одной из них, а продолжать свое движение с собственной скоростью по собственному пути.

Приведем примеры тех аспектов профессиональной жизни, которые базируются на дихотомическом, «черно-белом» восприятии себя, Другого и Мира, и способов их преодоления. Подобно тому, как аналитики делят все защитные процессы на две категории: незрелые, характеризующие границы между Я и не-Я, и зрелые, описывающие особенности внутренних границ (между мыслями и чувствами, Суперэго и Ид и др.), мы попробуем описать развитие психолога через полярность установление границ/ отказ от границ.

 

  Дао психотерапевта

 

Попробуем описать каждый из представленных параметров.

1.      «Теория» в широком смысле этого слова – это любое объяснение какого-либо явления (феномена). Говоря о теориях, необходимо помнить следующее. Во-первых, все теории – это различные способы видения реальности, не являющиеся этой реальностью. Во-вторых, любая теория является лишь частичным объяснением: фокусируясь на одних аспектах проблемной области, она оставляет вне своих рамок другие аспекты. В-третьих, все теории являются абстракциями реальности, но абстракциями, имеющими под собой некоторые основания в реальной практике.

Практика и теория оказывают взаимное влияние друг на друга. Исследования и непосредственная практика терапевтической работы создают основания для построения теории. Процесс развития теории предполагает постоянную проверку ее верности и формулирование новых гипотез и уточнений.

На сегодняшний день процесс теоретического обучения специалиста может обладать существенными различиями в зависимости то того, как и чему он учился. Перечислим возможные варианты:

  • получение традиционного психологического или медицинского образования, предполагающее знакомство с различными теоретическими подходами и направлениями;
  • психологическая переподготовка, также включающая различные дисциплины по теориям личности;
  • обучение в психотерапевтической программе (психоанализ, гештальт, психодрама) неспециалиста – человека гуманитарной или технической профессии, никогда прежде не изучавшего систематически другие направления психологии/психотерапии.

Третий вариант порождает основное количество сторонников монотеоретизма, зачастую из-за простого незнания существования других теорий развития/психотерапии личности. Сильной стороной приверженности одной теории является углубленное изучение методологии, приемов и методов конкретного подхода. Углубленное образование в области одной теории, технических приемов, практических приложений дает возможность стать квалифицированным специалистом, а также получать супервизию, адекватную освоенному методу. «Минусы» монотеоретизма – в низкой степени гибкости и нежелании психотерапевта изменить свою точку зрения, когда случай клиента «не укладывается» в данную теорию. Любая теория – это всего лишь набор линз, через которые психотерапевт рассматривает реальность. И какими бы совершенными не были эти линзы, они позволяют увидеть лишь какую-то одну ее сторону. Однако, как пишет Л.Волберг в «Эволюции психотерапии: тенденции развития»: «Есть много терапевтов биологической, бихевиоральной, гуманистической и других ориентаций, которые с редкой свирепостью привержены своему кредо и не склонны воспринимать доктрины, отличающиеся от их собственной»[1].

Однако знание о существовании многих теорий тоже не является панацеей: некоторые психотерапевты являются сторонниками эклектики и «берут» из различных систем все то, что находят правильным и достойным внимания, связывая разные идеи в одно более или менее законченное целое. Эклектики признают достоинства многих методов и теорий и специально подбирают их различные аспекты для работы. Сильная сторона эклектизма – в гибкости и широте охвата при анализе проблемы и выборе стратегии психологической помощи. Однако несистематический эклектизм характеризуется тем, что психотерапевт не испытывает необходимости ни в логическом объяснении, ни в эмпирическом подтверждении использованных ими техник и приемов. «Минусы» эклектизма – в отсутствии систематизации и совмещении в одном поле идей, строящихся на антагонистичных методологических принципах.

Обобщенную теорию, метатеорию или мультимодальность (полимодальность) можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем несистематический эклектизм или приверженность одной теории. Сторонники мультимодальности пытаются соединить, согласовать и системно организовать различные теории (систематический эклектизм). Психотерапевт может быть предан одной теоретической ориентации и одновременно являться приверженцем мультимодальности.

2.        Профессиональное сообщество, подобно значимым другим или семейной системе, позволяет развиваться, получать поддержку, ориентиры, ощущение включенности в референтную группу и др. На начальных этапах профессионального развития специалист переживает нахождение на полюсе «я – непрофессионал», сопровождающееся, с одной стороны, сильным желанием «расти», с другой – неудовлетворенностью своей позицией. Другой – «профессионал» - воспринимается вначале как недостижимый небожитель. Профессионалов цитируют, им поклоняются, их читают – и чтят. Этот период ощущения себя непрофессионалом может длится от нескольких лет до десятилетий, а иногда сопровождается колебаниями от полюса «я никто» до полюса «я могу все». Разрешение данного конфликта происходит через процесс идентификации со значимыми Другими, обретение компетенций, личную терапию и супервизию и заканчивается принятием позиции «я – специалист в области психотерапии».

3.            Отношения в профессиональном сообществе – еще один важный аспект развития психотерапевта и прохождения им своего пути. Как писал Л.Волберг: «Многие профессионалы являются заложниками своей ригидности, возникшей в начале обучения». Эта ригидность касается не только теории, но и интериоризированной системы отношений в том или ином психотерапевтическом сообществе. На страницах Интернет-форумов регулярно разгораются дискуссии о «чопорности аналитиков», «открытости психодраматистов», «безграничности гештальтистов» и др. На наш взгляд, речь идет о нормально функционирующих / дисфункциональных системах. Попав в дисфункциональную систему, психотерапевт может всю жизнь бороться, конкурировать, что-то доказывать «своим» и «чужим». «Дружба» в профессиональном сообществе, описанная А.Н. Моховиковым через термин «кумовство» [4], как и ее оборотная сторона – конкуренция, являются теми полярностями, которые предстоит осознать психотерапевту. Формирующееся уважительное отношение к «старшим» и «младшим» по возрасту и «званию», способность слышать других, оставаясь на своей позиции, готовность принимать разные точки зрения – признак определенной зрелости специалиста.

4.                           Субъект-объект психологической помощи – это та «граница», по которой многие психотерапевты устанавливают невидимый барьер между двумя мирами. В «черно-белом» поляризованном мире ты либо психотерапевт, либо клиент – третьего не дано. Эта идея отражена в расхожей поговорке «здоровых людей нет, есть необследованные».

Что дает этот тезис начинающему специалисту? Как обычно, возможность выстроить границы, отделить «Я» от «не-Я». Это этап, когда специалисты говорят клиентах, используя профессиональный сленг и ярлыки, чувствуя свое превосходство и приобщенность к сакральному знанию.

Данный кризис в норме решается через занятие позиции клиента при прохождении личной терапии, через понимание того, что никто из нас, даже обладающих всеми нужными компетенциями, не застрахован от травм, кризисов и потерь. Не прошедшие данную часть пути психотерапевты демонстрируют с годами профессиональный цинизм как яркий симптом синдрома профессионального выгорания, говоря о клиентах не как о людях, а как о наборе определенных нарушений. Прошедшие кризис высокомерия и всемогущества обретают глубокое понимание того, что все мы – прежде всего, люди, а не носители «профессиональных мундиров» и унижающих человеческое достоинство ярлыков.

5.         Отношения с клиентом – это динамичный процесс, описанный в каждом из психотерапевтических направлений. Вопрос, на который ищет ответ психотерапевт, заключается в следующем: могу ли я в терапии быть собой или должен прятать свои чувства под «маской»? Могу ли я открыто выражать свои чувства, говорить, что думаю, или нужно контролировать каждый шаг и выверять каждую фразу?

В поиске ответа на этот вопрос начинающие психотерапевты мечутся между ортодоксальным З.Фрейдом и экзистенциальным И.Яломом. Но этот вопрос не решается простым научением или усвоением технических закономерностей процесса терапии. Лишь переходя к человеческому измерению взаимодействия в паре «клиент – психотерапевт», последний обретает способность к мудрости, к выбору тех самых «правильныхправильных» слов, которые, несмотря на их болезненность, исцеляют, если произносятся с уважением, принятием и любовью

6.          Психотерапевтическая деятельность – это наука или искусство? Выдвинутый К.Поппером принцип фальсифицируемости при использовании относительно теорий З.Фрейда и А.Адлера показал невозможность их экспериментальной проверки и опровержения. Психотерапия, как и любое другое гуманитарное знание, является сложным, несводимо к простым схемам и закономерностям. Научная деятельность предполагает наличие целей и задач, а также ясных средств их достижения. Психотерапевтическая деятельность скорее носит описательный характер, ориентирована на процесс и приводит как к разным результатам при использовании одних и тех же средств, так и к одним и тем же результатам при использовании одних идей, техник и методов.

Итак, это не наука. Но и не искусство, которое в Википедии определено как «образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей». Очевидно, крайней степенью нарциссизма было бы приравнивание психотерапевта к творцу, выражающему через клиента свой замысел. Психотерапевт – это одна из тысяч современных профессий, сложный вид деятельности, требующий длительного обучения как в традиционной форме, так и в специально организованных условиях (терапия, супервизия, групповые формы работы и др.)

7.                           Чем работает психотерапевт – «собой» или техникой? Вопрос дискуссионный, и сторонники одних направлений считают, что поэтапный и четкий план работы – залог успешной психотерапии, в то время как другие говорят о центральном значении личности психотерапевта.

На наш взгляд, обсуждая этот вопрос через полярности, мы отражаем ту часть развития психотерапевта, когда он следует то по пути «накопления» техник, то по пути личностного роста. Но сама личность психотерапевта – это результат влияния значимых других, «любимых» теорий, книг, друзей, его семейной истории и актуального окружения. Поэтому, на наш взгляд, целительным, или терапевтичным,  выступает не сам терапевт и не техника, а он как часть мира, его своеобразная голограмма, одновременно отражающая целый мир.

Конечно, это не все необходимые и достаточные условия развития и не все дихотомии, которые предстоит пережить и проработать психотерапевту. На его пути – тысячи тысяч таких полярных «точек». И, застревая в них, он на время останавливается – иногда для того, чтобы осознать или пережить что-то важное, иногда – чтобы вернуться назад, иногда – чтобы изменить направление.

Только научившись осознавать ограниченность любой точки зрения, только приняв многогранность мира и всех его проявлений, психотерапевт может пройти свой путь, где гармонично сочетаются голоса различных мастеров, где есть место любви и печали, где смысл не задан изначально и можно свободно передвигаться между разными точками своей жизни, оставаясь при этом и специалистом, и  Человеком. 

Список литературы

 

1.                Волберг, Л. Эволюция психотерапии: тенденции развития. Перевод Л.В. Ерашовой / Л.Волберг// Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриа



Просмотров: 198
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Если подглянуть в кабинет психотерапевта или Как это работает.
  • Мастерство психотерапевта или немного о том, как его выбирать.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Призвание. Выбор пути. Что на первом месте - результат или процесс?
  • Процесс или результат? Что важнее? Где находятся их возможные корни?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему все психотерапевты разные? Как выбрать «своего» психотерапевта?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Нужен ли Вам психотерапевт? Как выбрать психотерапевта?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • «Никто не хочет ЭТО слушать» или зарисовки на полях о профессии психотерапевт.
  • Это я о клиенте сейчас забочусь или о том, какой я супер крутой психотерапевт?
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь