« Мама мы не опоздаем?» – дочка сжала мою руку сильно-сильно, и прибавила шагу.
« Нет, что ты, у нас очень большой запас времени!» - успокаиваю я крошку.
Хотя нет, она уже давно не крошка, а взрослый серьезный человек, который идет на первую свою работу - в школу.
Как она изменилась, теперь она не боится темноты, смело гладит собаку из соседнего двора и давно не задает вопросов об опасных болезнях. Теперь моя школьница хочет все делать хорошо, очень серьезно относится к тому, что о ней говорят учителя и одноклассники.
Пора и мне перестраиваться. Так, на что же важно обратить внимание.
Младший школьный возраст начинается в 6-7лет и заканчивается в 9-11 лет. В этом возрасте остаются природные страхи: страх заболеть, смерти, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихий, высоты, воды т.д. И начинают выходить на первый план социальные страхи, так как малыш начинает осваивать новую роль школьника. Социальная активность личности проявляется в формировании чувства долга, ответственности, обязанности. У девочек эти страхи формируется чуть раньше.
Также у ребенка появляется новый вид деятельности - учеба, и игра перестает быть преобладающей. Но все-таки желание поиграть остается и это важно помнить. Именно через игру ребенок может снимать стресс и отыгрывать новые роли. В этот период ребенок очень чувствителен к внушению со стороны взрослых и сверстников.
С этим более или менее понятно. Теперь посмотрю, какая может быть причина для страхов, не перестаралась ли я на ниве воспитания.
Причиной возникновения устойчивых страхов на этом этапе жизни ребенка могут быть:
- многочисленные запреты и требования со стороны родителей и учителей;
- гнев и угрозы со стороны старших (будешь плохо учиться, пойдешь работать ...) ;
- гиперопека со стороны старших: «переобуваться вместе» в школе, освобождать от домашних обязанностей и т.п.;
- конфликты в семье;
- психологическая травма, полученная в раннем детстве;
- просмотр фильмов с возрастными ограничениями без контроля взрослых.
Объединив все знания о страхах юных школьников, морально подготовлюсь к появлению:
- страха опоздать;
- страха публичного выступления, ответа у доски;
- страха не выполнить правильно задание: «Я не смогу»;
- страха наказания: «Меня поругают»;
- страха не быть принятым в группу сверстников;
- страха не соответствовать ожиданиям;
- страха выглядеть некрасиво.
Также у ребенка развивается магический настрой – вера в неудачу, черную кошку. Это может проявляется: в страхах перед судьбой, таинственных явлений, предсказаний и т.п.
Последний шаг – это помощь ребенку.
Первое и самое главное - воспринимать страхи всерьез. Не отмахиваться от них и думать, что само пройдет. Может и пройдет, но поддержать надо.
Постепенно погружать ребенка в ситуацию вызывающую страх. Например, публичное выступление тренируется сначала дома, после перед близко знакомыми людьми, затем при одноклассниках.
Использовать игру. Подвижные игры соревновательного характера (не забывать поддаваться). Игра в школу, а в роли учителя ребенок. Если ребенок сильно боится, то учителем может побыть кто-то из взрослых, а ребенок побудет в роли ученика, который успешен.
Использовать рисунок. Пусть ребенок как можно чаще рисует на любые темы. В рисунках можно изображать ситуацию, вызывающую страх. А также можно нарисовать, как справиться с этим страхом.
Учиться у ребенка. Маленький всезнайка с гордостью может рассказать обо всем, что узнал нового на уроках: «Мама, а ты знаешь!», «Папа, представляешь!» Это придает уверенности ребенку.
И утешительный вывод.
Появление социальных страхов в младшем школьном возрасте, это нормально, ведь ребенок исследует новую среду и ему нужно приспособиться. Важно, чтобы ребенок не зацикливался и имел инструменты и силы для преодоления своих тревог и опасений. Тут будет полезна помощь родителей, педагогов и детского психолога.