|
Песочная терапияАвтор статьи: Юлия Вадимовна Воронина
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка. Основоположники: Шарлотта Бюлер, Маргарет Ловенфельд, Карл Густав Юнг, Дора Калфф. Какой песок используется: речной, мраморный, кварцевый, цветной, разноцветный, кинетический, снежный, искусственный. Какие виды работы с песком бывают: 1. Рисование на подсвеченной поверхности, на которой можно создавать «песочные мультфильмы», используя специальный пульт для переключения цветов. Каждый цвет, выбранный клиентом, определяет его эмоциональное состояние на текущий момент. Переключая цвета, мы можем снимать напряжение, возбуждение и уравновешивать свои эмоции; 2. Интерактивная песочница, в которой задаются разные игровые программы, на которые можно накладывать истории-сказки, фигурки-куколки, музыку; 3. Рисование цветным песком на художественных планшетах, в которых выбор цвета фона и цвета песка играют особую коррекционную роль; 4. Спонтанное рисование цветным песком на каком-то фоне; 5. Семейное рисование в группах по 8 человек – дети/родители; Считается, что с помощью цвета мы можем выразить наши чувства и эмоции. Когда люди выбирают цвет фона и цвет песка, то происходит работа с внутренним состоянием, перетрансформация сознания или метаморфоза, превращение, изменение каких-то свойств личности внутри человека. Снимаются стереотипы мышления и видения объектов, происходит психокоррекция. Каждое цветовое поле отражает отдельную зону проблемы человека. Цвета – синий, красный, зелёный, жёлтый, белый, коричневый, чёрный, голубой, оранжевый и другие. Спектр или палитра вариантов красок большая. Существуют медитативные техники работы с цветовой гаммой, которые были известны ещё в древности. Страны, которые использовали их – это Египет, Тибет, Турция. Уже тогда люди рисовали разнообразные фигурки, орнаменты, узоры на водной глади. С помощью таких своих рисунков человек мог расшифровать свои сновидения. ЭБРУ – правополушарное рисование сегодня очень распространено для релаксации и снятия напряжения. Для выполнения рисунка используются турецкие или специальные краски, деревянное шило, веерообразные кисти, салфетки для вытирания кисти и загущенная жидкость, которая налита в небольшую ванночку. Замешивается смесь в равных пропорциях, которая бывает синтетическая и натуральная, добавление нектара Гевена, растения Астралагус (растёт в Анатолии). По своей консистенции она должна быть вязкой на ощупь. Считается, что плотность воды или её вязкость приближена к состоянию женщины в деторождении (плацента, рождение детей). Вязкость воды способна сохранять качество и форму рисунка. По поверхности воды рисуют красками. Как создаётся рисунок: Берётся деревянная палочка, опускается в краску, держится в руке параллельно воде, и прямо по поверхности воды ставятся точечки, капельки, затем вытирается «кисть» салфеткой, выбирается другой цвет, и ставится в эти же точечки, и так несколько раз, образуются круги из цветов. Потом палочкой их соединяют между собой, в каждом разноцветном круге точечки, и проводят ею по всем капелькам на поверхности воды. Таким образом, можно сделать прямо на водной глади разные узоры, завитки, спирали, цветочки, орнамент. Что интересно, так это то, что рисунок не растекается, так как загуститель держит его вид, форму. Затем в воду опускается лист бумаги (любой, обычный, синтетический) и узорчатая краска отпечатывается на его поверхности. Подобные украшения можно создавать: на керамике, на сумках, на одежде, на вазах, на шкатулках и т. п.). Рисунок легко переносится и не стирается, так как краски водостойкие. Турецкие краски наиболее подходящие для этого процесса. Воздействие песочницы: юнгианская (небо/вода – голубые борта и земля – жёлтый песок) – дети/взрослые в группах; чёрно-белая (показывает контрастность состояния, поведения, настроения) – полярность, внутриличностные конфликты, принятие решений; на подсвеченных столах рисуют пальцами обеих рук, кулачками и ладонями (ручной интеллект, подготовка детей к школе) – включение в работу обоих полушарий головного мозга; цветовая песочница поможет человеку выразить (объяснить) своё эмоциональное состояние, свои чувства без слов; переключая цвета при помощи пульта можно снизить возбудимость, агрессивность клиента, подобрав фон, который его успокоит; массажный эффект песка на подушечки пальцев; соединение: массаж ладоней+цвет+музыка и релаксация/медитация; с помощью кинетического песка можно создать (вылепить фигуры) эксперимент, над которым нужно работать в своей жизни (песок мягкий, подвижный); Обычно клиенту нужно 1- 1,5 для того, чтобы прийти к нужному пониманию своей проблемы (описать свои чувства). Работа с песком сокращает потребность клиента много говорить о себе (рассказывать всю свою жизнь), и застревать на каком-то действии. Песок позволяет своевременно завершить действие и скорректировать его. Соединение мак-карт и песка позволяют клиенту понять то, над чем нужно работать, какие знания находятся в одном положении, почему ступор, куда двигаться дальше, какое решение нужно принять сейчас, и даже отследить временные границы реализации какого-то события. Игры могут быть: на песке, с песком, в песочнице. В игре всегда есть правила, а в терапии клиенту позволено делать то, что он хочет. Задачи работы: дидактические, развивающие, обучающие, коррекционные (логика, математика, пространство, по образу создание и без него, проективные тесты, диагностика, терапевтический анализ, работа со страхами, с адаптацией в социуме). Для выполнения упражнений понадобится: сухой, мокрый, цветной, кинетический песок. Песочница - деревянный поднос, размер которого 50 х 70, можно использовать голубого цвета тазик или ванночку, песок, вода и фигурки-игрушки. Инструменты для работы с песком: воронка, сито, лопатки, камешки, трубочки, фигурки и т. п. Главная идея работы с песочницей - это создание свободного, защищённого пространства, в котором клиенты (дети/взрослые) могут создавать и исследовать свой мир. Можно создавать цветным песком: мандалы, узоры, украшения. Групповая и индивидуальная работа. Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа). Совместная работа – взрослый и ребёнок способствует установлению контакта друг с другом. Развивающие игры на песке: - Расстановка фигурок (куколок, героев) на песке, выбор ведущего персонажа, посредника между детьми и взрослыми (фея, гном, набор человечков), проигрывание сказки на песке – участники взрослые и дети; - Поиск предметов, создание «секретиков», отпечатков пальцев – участники дети от 2-х лет и родители; - Педагогическая песочница (обучение детей). Два подхода к работе с песочницей:
Примеры названий проективных игр: «Моя семья», «Мой дом», «Мой мир», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и т. п. Тайна выбора цвета: черный цвет (страх, тайна), коричневый цвет (депрессия), серый цвет (грусть), желтый цвет (достижение цели), красный цвет (активность, импульсивность), фиолетовый цвет (материнство, фантазия, сказка), зелёный цвет (саморегуляция организма), синий цвет (холодность, спокойствие), оранжевый цвет (жизнерадостность). Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком. Желаю Всем Здоровья и Благополучия! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|