Есть или не есть? О зависимом поведении

Автор статьи: Татьяна Демьяненко

Есть или не есть О зависимом поведении

Если рассматривать человека, как часть окружающей среды, то все потребности во взаимодействии с этой средой можно поделить на две большие группы: поглотительные и выделительные. «Здоровьем» в этой статье я буду называть высокую степень распознавания, к какой именно из групп потребностей принадлежит моя в настоящий момент.

На мой взгляд ригидное (застывшее) нарушение в удовлетворении поглотительной потребности можно назвать контрзависимостью, а нарушение в удовлетворении потребности выделительной – зависимостью. При этом (как это обычно и бывает с зависимостью и контрзависимостью, являющимися двумя сторонами зависимого поведения) они могут маскироваться друг под друга. Зависимое поведение – это непройденная сепарация от матери, остановка в двух кризисах: 3 лет и 12 лет. При этом непройденный первый кризис – это скорее контрзависимый вектор в зависимом поведении, а второй – зависимый вектор.

И в физиологии, и в отношениях наиболее удовлетворяющим является способ при котором сначала осознается «голод», затем «направленность голода», поиск и, наконец, поглощение желаемого. Затем некоторое время происходит взаимообмен, удовлетворение, выделение. И мы снова приходим в начало цикла. Это сверхкраткое изложение перлзовского труда «Эго, голод и агрессия». На каждом из этапов этого пути могут быть нарушения: съел не то (хотел почитать, вместо этого пошел к холодильнику), не в том количестве, не смог найти желаемого и впал в отчаяние, что никогда не смогу. И т.д. И т.п.

Я сейчас хочу сместить акцент и поговорить о крайних формах: контразвисимости (ничего не буду есть) и зависимости (ничего не буду выделять).

Контрзависимость

Формируется в раннем детстве, если мама была крайне нечувствительна и неверно распознавала потребности ребенка, при этом агрессивно пыталась удовлетворить ту потребность, которую сама считала важной.

- Миша, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты кушать хочешь!

Мир начинает восприниматься отравляющим, от «пищи» мира необходимо защищаться.

Крайними формой проявления контрзависимости являются аутизация, анорексия, булимия (но в этом случае вектор уже начинает смещаться в сторону зависимости). Если использовать метафору, то это стена между миром и мной, которая ничего не впускает. Стена переживается защитной, но высокая степень страдания создается голодом. При этом голод пугает меньше вторжения.

Работа с контрзависимостью – это медленная и бережная работа на распознавание «чего же хочу именно Я». Задача этого терапевтического этапа – обнаружение зависимости. Нуждающейся обделенной истощенной части, которая при ее признании кажется ненасытной. Контрзависимый «спускается» в зависимость в терапевтическом процессе. Исследует ее. Очень часто на этом этапе начинаются поведенческие отыгрывания. Наконец то обнаружив, от чего в этой жизни может быть хорошо, человек может начать поглощать это без разбора.

Я буду использовать метафору для наглядности. Пусть человек очень любит свеклу, он попробовал ее в глубоком детстве и она показалась ему невероятно вкусной, но за этим его застала мама и ужаснулась. Свеклу в нашей семье не едят, это безумно стыдно есть свеклу. И вообще она считает ее и все корнеплоды дико вредными. Где вообще ее любимое чадо могло раздобыть эту мерзость? Не иначе эта старая карга (бабушка) хочет ей навредить и кормит ее кровинушку всякой отравой?!

После этого свекла вычеркнута из семьи надолго, происходит тщательный контроль того, чтобы свекла не попала в стены дома. Да и ребенок надолго запомнил реакцию мамы и свеклы начинает избегать (на самом деле, конечно, избегается мама в ответ на свеклу). И тут в терапии всплывает воспоминание: ведь было что-то такое бордовое, восхитительное! Мне это правда нельзя, кажется у меня аллергия на нее. Потихоньку, подвергая запреты сомнения, человек возможно решится ее попробовать. И если именно в свекле он нуждался эти годы, то пиши пропало. Теперь он внезапно становится веганом, забыты мясо, рыба, яйца и молочка. Он носит везде судочки со свеклой, так как ее подают не в каждом кафе, он одержим свеклой.

На самом деле здоровый организм в один прекрасный момент на эту монодиету отреагирует отвращением, но это важный этап, чтобы обнаружить и свое право есть свеклу и собственное отвращение, которое потом позволит замечать насыщение.

Тем более, что дальше контрзависимое поведение выворачивается наизнанку и становится зависимым, при это и терапевтическая тактика меняется. Работа с преконтактом завершена.

 

Зависимость

Если в первом случае мать тотально внимательна к дискомфорту ребенка, но не видит в нем его самого, его отличных от нее нужд, то у зависимых мать, скорее, отвергающая, чем проникающая. Она способна быть чувствительной, и удовлетворять потребности малыша, но чаще всего у нее нет на это ресурса. Тяжелые жизненные обстоятельства, болезнь, второй ребенок, депрессия.

Связанность с матерью, как с объектом, который может удовлетворить мои нужды, формируется, но этого объекта всегда недостаточно, у него мало даже для меня, а на него претендует еще кто-то другой. Ребенку необходимо постоянно быть связанным с матерью, постоянно контролировать ее, чтобы не утратить и те крохи внимания, которые ему уделяются.

В подростковом возрасте мать часто начинает заменять алкоголь и надстройкой формируется химическая зависимость. А еще раньше может появляться компульсивное переедание. То есть зависимость – это избыток поглощения при невозможности выделения (расстаться с объектом). При отдалении от матери переживается интенсивная сепарационная тревога, которую нужно немедленно заглушить новым объектом, превращающимся в новый, более контролируемый объект зависимости.

Если в первом случае движение в терапии происходило к признанию в нуждаемости, то в случае с зависимым вектором поддерживается сепарация. Если вернуться к свекле, то именно здесь важно поддерживать любопытство в сторону других продуктов питания, с которыми человек, возможно, никогда прежде дела не имел. Тогда потихоньку появляется возможность отказываться от судочков со свеклой: я уже могу наесться разным.

Если говорить об отношениях, то на этой стадии люди начинают обнаруживать других людей вокруг, а не только своего партнера под носом, без которого, как они считают, их жизнь просто закончится. На этом этапе терапии поддерживается собственная компетентность человека, его экспертность в собственной жизни (что на контрзависимом этапе может восприниматься издевкой).

Зависимый вектор может проявляться психосоматически в нарушении функции кишечника и других выделительных органов. Или поведенчески – в остановке собственной активности, в ригидной ретрофлексии – развороте на себя собственных импульсов. А также в ненасытности, неконтролируемом обжорстве (едой или, например, знаниями, впечатлениями).

Стена в случае зависимого вектора также существует, но в данном случае никого не выпускает. При этом во внутреннем мире может начаться такая мешанина и интоксикация, что переживание собственной никчемности и невозможности отдельного существования усиливается.

Здоровье – это когда из мира получается столько, сколько возможно сейчас переварить. Попытка наесться впрок, попытка ничего не есть, чтобы не отравиться или попытка всегда быть в контакте с пищей, сильно ограничивает свободу, и приводит к апатии и усталости от жизни уже к среднему возрасту.



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • В этом городе, вообще есть достойные?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Этого не может быть!
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Это Ваш мужчина, если вы можете открыто поговорить с ним об этом
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Если в ваших отношениях этого нет, Вам могут начать изменять
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Что делать в случае, если родственник теряет интерес к жизни.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь