|
4 типа женщин, которым противопоказаны соцсетиАвтор статьи: Александра Строгонова
Социальные сети — это невероятный феномен нашего времени. Большинство людей во всём мире уже не мыслят, как можно жить без социальных сетей, а для некоторых эта виртуальная реальность стала реальным миром. Многие психологи делают упор на том, что в век современных технологий самый страшный враг — это компьютерные игры, на которые человек «подсаживается» как на наркотик. Я же убеждена в том, что социальные сети приносят наибольшую нестабильность в психику людей. Давайте рассмотрим влияние социальных сетей на психическое состояние людей. Вернёмся в то время, когда не было интернета и, тем более, социальных сетей. Любую информацию человек получал из газет, книг или ТВ. Он смотрел новости и читал про события, высказывая своё мнение в эфир своей квартиры или обсуждая это с друзьями, родственниками, соседями. В то время, как и сейчас, всегда были публичные люди – это «звёзды», которые были не досягаемы для простых людей. Люди следили за их жизнью из колонок новостей «Светская хроника» и они не знали, что происходило на самом деле в жизни «звёзд». Им приходилось верить той информации, которую получали от СМИ, но так как информация давалась людям «дозированно» в рамках колонки в газете и времени эфира на ТВ, то человек сам рисовал себе в разуме как живёт «звезда», сколько у неё денег и как всё в её жизни может быть безоблачно. Простые люди тоже попадали в хронику газеты, но в большей степени в криминальные сводки. Это народу так же давало «пищу» для фантазий и обсуждений. Формировалась, можно сказать, маленькая социальная сеть на уровне «сосед-родственник-друг-коллега-незнакомец в очереди». Всех их объединяло только то, что от недостатка информации они могли лишь додумывать истинные факты той или иной новости из криминальной сводки или «Светской хроники». Психика человека не настолько травмировалась, так как «звезды» были не досягаемые, и причин входить в состояние депрессии из-за зависти у людей не было. Да и информации для этого было недостаточно, а «Криминальная сводка – это не со мной, хотя и ужасно». Теперь вернёмся в настоящее время. Что же сейчас происходит в умах людей, которые «тонут» в информационном потоке интернета. А происходит следующее. Сейчас быть «звездой» может быть каждый. Если раньше «звёзды» были реально как звёзды на небосклоне, которые невозможно было достать, то сейчас они спустились к нам на землю и, ничего не скрывая, показывают всё, что происходит в их жизни, радуя или разочаровывая тем самым своих поклонников. Но настоящие «звёзды», которые имеют миллионную армию фанатов, не так сильно влияют на эмоциональное состояние человека как простые люди, которые стали «звёздами» и так же транслируют свою жизнь в эфир социальных сетей. Что я подразумеваю под влиянием социальных сетей на психологическое состояние людей? Каждому человеку всегда было есть и будет интересна чужая жизнь, нежели своя собственная. С давних времён любопытству человека не было предела, и заглянуть в тайны не своего бытия – наивысшее удовольствие. Таким образом, человек может сравнить себя и общество, в котором он живёт. Я и мой сосед, я и мои одноклассники, я и мои родственники – это постоянные соревнования для того, чтобы быть лучшим. И если во времена отсутствия интернета сравнивать себя можно было только на двух уровнях – «Я и «звезда» и «Я и другие простые люди», то сейчас уровень «Я и Простые люди» приносит наибольшую нестабильность в эмоциональное состояние человека. Последствием этого становится глубокая депрессия или другие расстройства личности. Винить в этом саму социальную сеть не имеет смысла, она лишь увеличивает воздействие на определённые состояния человека, такие как зависть, злость, ненависть, печаль, обида и т.п. И ответственность за эти состояния несёт сам человек. И я, как психолог, вижу задачу не осудить всех тех новых интернет «звёздочек», потому что они живут так как им хочется, а помочь именно тем, кто не может справиться с негативными состояниями и вводит себя в депрессию от просмотра социальных сетей. Изучая поведение людей в социальных сетях и работая с клиентами, я определила для себя несколько типов состояний человека при посещении социальных сетей. Приведу в пример 4 типа людей и 4 не придуманных историй из своей практики связанные с этими состояниями. Имена по этическим соображениям изменены, а истории я привожу с разрешения клиентов. Тип первый. «Хочу жить так же» Очаровательная девушка Марина 25 лет на приёме рассказывает о том, что происходит с ней, когда она находится в социальных сетях: «Я много работаю, у меня нет времени на то, чтобы встречаться с друзьями и ходить на свидание. Я одинока. Когда прихожу с работы я весь вечер нахожусь в социальных сетях. Я зарегистрирована в 4-х и не замечаю, как проходит порядка 4-5 часов. Но при просмотре я чаще всего плачу и мне не хочется после этого жить. Почему? Потому что я хочу жить так же как они. Успешные девочки, которым дарят огромные букеты цветов, машины, квартиры. У них жизнь — это праздник. Они путешествуют, у них прекрасная фигура и красивые парни, и больше всего обидно, что они младше меня. Когда я вижу взрослую женщину, я не чувствую в себе такую злость или печаль, но когда вижу этих успешных девчонок, я хочу закричать на весь мир «Ну почему у неё так, а у меня нет?» И ведь это даже не «звёзды» как Бритни Спирс, а простые девочки, которые живут в моём городе». Марина в своей истории предельна честна, она искренне чувствует отчаянье от того, что завидует молодым девочкам. Конечно, девочки не виноваты в том, что Марина входит такое состояние, это действительно проблема Марины и именно от осознания своей ситуации она и пришла на приём. Давайте рассмотрим, что же происходило с Мариной. Марина одинока, у неё нет времени на друзей и свидания, но есть время каждый день «зависать» в социальных сетях на 4-5 часов. А ведь это время можно было провести с друзьями или сходить на свидание или почитать книги для самообразования. Почему же Марина стала зависеть от социальных сетей? Потому что это её мир грёз. Там она видит себя в роли других людей. А реальная жизнь – это трудно, страшно и опасно. Зависть, которую Марина испытывает, образуется от её низкой самооценки, которая у неё сформировалась в детстве. И если человек не страдает патологическими расстройствами, то взрослая личность, как у Марины, возвращает её в реальный мир и Марине приходится себя растождествлять с молодыми успешными девочками, что причиняет Марине сильную боль. Более глубинные причины своего состояния Марина прорабатывала на сессиях, и о них я написать уже не могу. Но, именно проекции и низкая самооценка чаще всего даёт такую реакцию у человека, как у Марины, на успех других людей. Сколько таких людей как Марина? Могу предположить, что огромное количество. Чувство зависти, которое переходит в злость и ненависть, влечёт за собой негатив в сторону более успешных людей. И в следующей истории вы это увидите. Тип второй. «Ненавижу её» Катя, 16 лет, закончила школу и находится в постоянном состоянии злости на весь мир. «Я ненавижу её. Чем она лучше меня? Ресницы она нарастила. Машину купила. Каждый день по несколько постов про то, какая она счастливая, успешная. Да наверняка она стерва. Татуировку новую сделала. Смешно даже. А вот эта из какого-то захолустья, тоже вся такая невозможная, сторисы снимает как она путешествует и что её парень на асфальте пишет. Я не могу спокойно смотреть на это. Я настолько ненавижу их всех, что всегда пишу об этом в комментариях. Я уверенна, что они их читают, пусть им будет плохо так же, как и мне». И эта история предельна честная. Эмоции, которые испытывает Катя, настоящие. Только вот почему она это испытывает? Катя находится в пубертатном периоде, который и так даёт на нагрузку на её эмоциональное состояние. Её самоидентификация не соответствует её желанию быть такой, как другие девочки, на которых она агрессирует. Её агрессия — это проявление зависти и низкой самооценки, а также она обусловлена сложностями во взаимоотношениях с родителями. Через агрессию в комментариях Катя пытается освободиться от чувства гнева на саму себя. Чаще всего в ситуации проявления ненависти сама ненависть направлена не на конкретного человека, а на самого себя. Тип третий. «Надо сделать так же» Людмила, 30 лет, мама в декрете. Послеродовая депрессия усугубилась невозможностью реализовать цели, которые она себе поставила. «Моему малышу 1 годик. Муж внимание нам не уделяет, устаёт на работе, он работает по 12 часов. Я решила, что должна помочь нашей семье. В социальной сети наблюдала за молодыми мамочками и подумала: «Надо тоже так же сделать», они же смогли, и я смогу. Завела группу про материнство, опыт то у меня есть и информации в интернете много, выкладывала посты, репостила, надеялась, что будет огромное количество подписчиков и я буду зарабатывать на рекламе, но у меня не получилось. Я готова плакать, почему у них получилось, а у меня нет. Что мне теперь делать?» Пример ситуации с Людмилой так же распространён в наше время. Молодая мама после рождения малыша физически и морально чувствует неуверенность в себе. Монотонные события в её жизни и отсутствие тёплых отношений с мужем толкают её на самореализацию. Всё это подкреплено страхами, сценарием жизни родителей, неуверенностью в себе и желанием доказать прежде всего другим, что «Я могу так же, как они». Конечно, в работе открылись более глубинные причины, но активацией их стало именно та цель, которую Людмила решила реализовать в социальной сети, а точнее - сделать «так же, как они». Тип четвёртый. «Она Богиня» Аня, 23 лет, студентка Московского вуза, преданный поклонник 3-х женщин в социальных сетях. «Я подписана на 3-х Богинь. При каждой возможности я захожу в интернет и сразу иду на их страничку. Одна - ну просто красивейшая девушка, она модель. Яхты, фотосъёмки, красивые мужчины, машины – у неё есть всё. А какая у неё фигура, кожа, волосы... Я восхищена ею. Вторая – успешная женщина. У неё свой бизнес, она такая умная. Её посты, когда она в командировках, меня завораживают. Дорогие отели, красивые офисы. А какой у неё дом и сад … Третья – мама 3-х детей. Я удивляюсь, как она может так выглядеть, красивая фигура, всегда ухожена, счастлива с мужем и ещё зарабатывает много денег? Она меня мотивирует, даёт мне надежду на будущее. Но меня огорчает то, что я пишу в комментариях и в личку о своём восхищении, а они меня игнорируют, даже просто спасибо не могут ответить. Я же их подписчица, я не пишу им гадости. Почему так происходит?» У Ани, проблема посерьёзнее, чем в выше описанных историях. Хотя такое состояние и поведение так же распространёно в наше время. Сложность Ани состоит в том, что она ещё не осознала то, какая она. Ввиду травматичного детского опыта у Ани отсутствует самоидентификация в жизни как женщины. Все три женщины, за которыми Аня следит в социальных сетях, это её собирательный образ идеальной женщины: одна модель – красавица, другая – бизнесвумен, а третья, которая её мотивирует, совокупность двух предыдущих, только с добавлением женского семейного счастья. Во всех этих образах Аня видела себя, но не видела себя настоящей. Верней сказать, она не знала какая она настоящая. Все её стремления были направлены быть такой, как её кумиры. А комментарии и сообщения в личку приближали Аню к объекту восхищения и иллюзорно вводили в круг его друзей. Отсюда и разочарование, и депрессия от не сбывшихся надежд. Я привела лишь несколько примеров состояний, которые могут испытывать люди друг к другу, когда видят чужую жизнь. Социальные сети убрали «высокую стену» между идентификацией социальных слоёв. Бедные видят, как живут богатые в более открытом формате. Кого-то это может мотивировать на личностный рост, а кого-то вводить в состояние глубокой депрессии. Но в любых случаях надо понимать, что социальные сети — это не истина в конечной инстанции. В больших случаях вы видите не настоящую жизнь человека. Что я имею ввиду. Например, счастливая женщина, которая позиционирует себя в сети как успешная, любимая и любящая, на самом деле может быть глубоко несчастной и иметь не гармоничные отношения с мужем и, путём виртуального показа не настоящей жизни, она пытается себе внушить, что это реальность и она действительно счастлива. Другой пример – девушка-модель на дорогих авто, в красивых виллах и т.п. может иметь это всё лишь в формате атрибута её работы. Это не означает, что всё это она имеет и в своей жизни вне работы. Машина напрокат, вилла в аренду, а богатая жизнь на показ в социальных сетях – чтобы чувствовать себя успешной. Как говорил Сократ, по свидетельству Платона: «Я знаю, что ничего не знаю». Помните об этом и не идентифицируйте себя и отношение к себе, через социальные сети. Общайтесь и живите с радостью каждый день. Будьте теми, кем вы являетесь и не стремитесь быть кем-то другим. Пусть для вас социальные сети будут источником полезной информации, здорового общения с друзьями, с которыми невозможно физически встретиться, источником новых знакомств и даже работы. Используйте каждый свой день в пользу и на благо себя. Всего вам доброго! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|