В статье рассматривается два аспекта присутствия специалиста в социальных сетях:
с точки зрения пользы (Как использовать соцсети, чтобы была польза?) и
с этической стороны (Какие есть риски для профессиональной психологической деятельности? Как их избежать?).
Каждый, кто приходит в профессию психолога, должен довольно скоро понять, что его профессиональная деятельность будет накладывать ограничения на любую публичную коммуникацию: будь то способ одеваться (дресс-код) или публикация личных фотографий в социальных сетях. Психолог не может себе позволить не задуматься, как его публичность отразится на его клиентах, работе с ними и мнении социального окружения. Посты в социальных сетях - это поле, в котором смешивается профессиональное и личное и достаточно сложно определить, где проходят границы и как понять, что допустимо публиковать открыто, а что необходимо ограничить в связи с этическими нормами помогающей профессии.
Надо признать, что общение и размещение информации в социальных сетях может существенно помочь в деятельности психолога, в том числе - раскрыть профессиональные взгляды, расширить практику, собрать группу на семинар или тренинг и т.д.
То, каким вы смотритесь (кажетесь) в соц. сети, может неоднозначно влиять на вашу профессиональную репутацию, вне зависимости от того, насколько реально связаны профессиональные качества и ваши фотографии с отдыха на море.
Такие вопросы как - что будет, если я размещу свое фото с друзьями, где мы голыми купаемся в озере или как отразится на моей практике пост с нецензурными выражениями, должны появиться в голове специалиста перед любой открытой публикацией в социальной сети. Отсутствие внимания или наоборот большое внимание к подобным вопросам существенным образом отразится на результатах деятельности.
Рассмотрим плюсы и минусы активного присутствия в социальных сетях для психолога. .
Поскольку о плюсах много известно, начнем с минусов (особенно для психологов глубинных направлений):
Неконтролируемое влияние на терапию. Сложные пациенты с серьезными нарушениями могут не сообщать о своих переживаниях по поводу информации, почерпнутой в процессе изучения профиля специалиста в соцсети (истинной или сложившейся в их представлении), при этом это окажет влияние на отношения между терапевтом и пациентом.
Искажение информации. Без обсуждения с терапевтом каких-то фактов, которые могут быть отражены в фото или в тексте, пациент будучи спровоцирован этой информацией, остается наедине со своими фантазиями, не всегда имея возможность или желание их обсудить - т.е. часть переживаний может быть вынесено за контекст терапии.
Негативное влияние на профессиональный статус. Фотографии с вечеринок с пивом в руках, нецензурные тексты и т.д. могут повредить профессиональной репутации. С другой стороны, возможно, вы пропагандируете свободный образ жизни и эти фото - часть вашего профессионального имиджа и адресуются определенной целевой аудитории.
Двойной посыл. Пациент может чувствовать себя не в праве обсуждать “личную” жизнь терапевта, т.к. терапевт не является его другом, при этом испытывать чувства и эмоции по поводу событий, которые происходят с терапевтом (в рамках доступной информации в соц. сетях). С одной стороны не каждый может преодолеть внутренний запрет на нарушение границ, чтобы сообщить терапевту о своих чувствах по поводу того, “что его не касается”, но ведь с другой - отношения внутри терапии - один из важных механизмов работы с пациентом.
Теперь о возможных плюсах использования социальных сетей в деятельности психолога:
Хороший путь для нахождения своей целевой группы и общения (обращения) с ней.
Можно представить себя как профессионала вне зависимости от того, какой ты в реальности, какой твой профессиональный уровень и потенциал (использование воздействия через “образ”, созданного в профиле личной или публичной страницы). Реальный пример: молодой человек, который ведет тренинги по пикапу, в реальности - не выговаривал пол алфавита и что называется был "непредставительным мужчиной”, что легко можно было выяснить при личном общении или по телефону (скайп и т.д.), если бы специалист шел этим путем. Сам же он предлагает аудитории свой интернет-курс (рассылка материалов по почте или соцсети) по указанной тематике (pick up - деятельность, направленная на знакомство с целью соблазнения, либо формирования отношений) и вполне при этом достойный. Если у специалиста есть какие-то ограниченные возможности (инвалидность, физические ограничения и т.д.) в соцсетях есть возможность использовать свой профессиональный потенциал без условий ограниченности.
“Равенство” специалистов. Независимо от регалий, стажа и прочих показателей РИНЦ и Хирши тут все имеют условно "равные" шансы. Такой социальный лифт для начинающего специалиста. Если ты действуешь в соцсети профессионально и привлекательно для потенциального клиента, твоей целевой аудитории, то тебя заметят.
Страница в соцсети - это практически готовая площадка для продвижения услуг. Т.е. можно без проблем обойтись без затрат на создание персонального сайта или сделать его после того, как публичная страница в соцсети заработает. Конечно, чем больше источников, которые приводят к тебе клиентов, тем лучше. Некоторые наблюдения еще: Наличие платной рекламы в соц. сетях может служить дополнительным критерием для доверия клиентов. Например, известно, что юридическая служба ВКонтакте подтверждает статус специалиста (также кстати как и сайт б17), поэтому, если клиент видит рекламу специалиста - доверие к образованию и профессионализму повышается, поскольку образование его подтверждено. Количество лайков, комментариев аудитории и перепостов может свидетельствовать о популярности темы и пользе информации, которую вы размещаете.. т.е. помогает в тематической аналитике.
Итак, при понимании нюансов и возможности негативного влияния на практику, можно постараться этого влияния избежать и использовать социальные сети как инструмент для раскрытия собственного мировоззрения, привлечения своей целевой аудитории и формирования практики. Регулярные публикации, написание статей и общение с аудиторией поможет укрепить репутацию, популяризовать и создать представление о деятельности, которую вы осуществляете.
И в заключение представляем результаты опроса в официальной группе института психоанализа ВКонтакте, которые могут быть Вам интересны:
Опрос не закрыт, можно поучаствовать, пройдя по ссылке
Авторы публикации: Ершова Светлана Константиновна и Гайдученко Евгения Юрьевна
Оригинал авторской публикации - на сайте образовательного сервиса "EduNote.ru"
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.