Листая новостную ленту в социальной сети, мы не можем не увидеть повторение: одни и те же картинки, секреты, шутки, цитаты - все это повторяется от страницы к странице. Можно заметить, что продуктом становится не столько содержание сообщения, сколько само повторение.
Мы видим, что эти повторения наполняют социальную жизнь, они приходят на место высказываний, вернее акта высказывания. Например, раньше ты писал свои мысли, ну или производил какое-то творчество, а теперь на это место приходит повтор.
В 11 семинаре Лакан говорит о повторении, как об одном из 4 основных понятий психоанализа и, конечно, мы сами в практике с этим сталкиваемся. "И то, на что удаётся обратить внимание, это не на содержание повторяющегося, а на само повторение, например, как на функцию, функцию в математическом смысле слова".
Мы могли бы сказать и по-другому, содержание, безусловно, налицо, т.е. вы можете поделиться шуткой с другом, но то, что теряется – это акт. Это очень похоже на цитирование – вы произносите фразу, а затем ссылаетесь на автора, что безусловно затемняет вопрос о вашем отношении к этому содержанию, то, что стирается, это субъективность. Да, вы можете тиражировать шутки и цитаты, но измерение акта утеряно в этом случае. Это то, о чем говорил Лакан: «Чтобы мы ни говорили, оно остается забытым, позади того, что говорится, в том, что слышится».
Тот факт, что говорят, остается забытым за тем, что сказано. Измерение желания стирается из повседневной жизни, так же, как и в классической логике. И то, что предлагает психоанализ – это что-то об этом измерении узнать и, как выясняется§ измерение это весьма нетривиально.