Не спешите ругать ребенка! Сначала попробуйте это...


Не спешите ругать ребенка! Сначала попробуйте это...

Всем известна ситуация, когда ребенок делает что-то "из ряда вон"... Как обычно реагируют на это родители? Достаточно часто в ответ взрослые начинают ругать малыша и обрушивать поучительные речи. Можно ли этого избежать? Что можно сделать, чтобы избежать крика?

Вот пример из жизни:

В Ботаническом саду гуляли мама и мальчик 5 лет. Пока мама говорила по телефону, мальчик подбирал с асфальта шелуху от семечек и ел. Мама заметила этот процесс спустя минут 10, когда малыш съел достаточно, чтобы наесться. Мать поругала мальчика, побила по рукам при этом крича "чтобы ты никогда больше не пихал в рот с пола". Ребенок в крик, мать дальше по телефону со словами "и не ори".

Ребенок, который берет в рот семечки из нашей задачки, на первый взгляд, конечно же, не слушает маму.
Однако грамотно ли поступает мама?

Итак, давайте проанализируем ситуацию. Каковы причины возникшего конфликта между мамой и ребенком?

Причина 1. Нет инструкции – нет хорошему поведению.

Вспомните, сколько раз Вы сталкивались с ситуацией, когда ребенка ругают за то, что он шумит, балуется в супермаркете, забирает у детей игрушки, бросает свои вещи в неположенных местах… Такие ситуации, думаю, наблюдал каждый.

Однако вот в чем вопрос: скольких из этих детей заранее инструктировали, как себя конкретно нужно вести?

Не скажу, что всегда, но очень часто «непослушное» поведение ребенка связано именно с тем, что малыш элементарно не знает о существовании тех или иных ограничений. Он ведет себя по наитию, спонтанно и естественно. И вот в какой-то момент выясняется, что правила все-таки были… Но о них не сказали вслух. Зато поругать успели.

Сложно представить, что в ситуации с семечками, мама перед прогулкой четко обсудила с ребенком: «Мы идем гулять, однако, брать в рот что-либо с земли нельзя».

Выход 1. Правила поведения необходимо «оглашать заранее».

Для того, чтобы воспитание способствовало нормальному, а невротичному развитию ребенка, оно должно быть последовательным. Ребенок должен знать, что от него ожидают. Даже, если это элементарные, с точки зрения взрослых вещи.

Именно так и получилось в ситуации под кодовым названием «Семечки». Для матери было очевидно, что брать в рот гадость с пола нельзя. Для ребенка же это оказалось сюрпризом. Посудите сами: реакция матери, когда она начала ругать ребенка, была для малыша неожиданной, застала его врасплох, в результате чего он и расплакался. Это значит только одно – он не знал о существовании такого правила.

Насколько заранее сообщать ребенку о правилах или Ваших ожиданиях?

Конечно же, невозможно, предугадать все и дать ребенку инструктаж на все случаи жизни: семечки в рот не бери, с чужими не разговаривай, нос вытирай, говори не тихо и не громко и т.д. Это абсурд.

С другой стороны, абсурд и ругать его сразу, как только заметили огрехи, ведь ребенок без понятия, за что его ругают.

Если ребенок не знает о правиле поведения в конкретной ситуации, достаточно сообщить ему об этом сразу же, когда он столкнулся с незнакомой ситуацией.

При этом важно заметить, что правило или инструкция должны звучать конкретно и давать ребенку ответ на простой вопрос: «Так как же мне себя вести и что можно?»

Недостаточно сказать: «Сын, нельзя» или «Перестань есть эту гадость!»

Будет полезным, если Вы укажите, что именно нельзя, и кроме этого обязательно добавите – а что именно можно.

Например, «Сын, нельзя брать в рот что-либо с земли. Давай лучше пособираем листья».

Или: «Не хлюпай, пожалуйста, носом. Возьми у меня платочек и вытри его».

После запрета всегда желательно давать что-либо взамен и обозначать, что делать можно и нужно. Так Вы показываете ребенку, что мир состоит не столько из запретов, сколько из многих возможностей, о которых он еще просто не знает. Сделав это, вам не придется ругать ребенка, потому что и он, и Вы будете готовы к ситуации.

Причина 2. Нет контроля – нет хорошему поведению.

Как видно из красноречивой истории с семечками, мама поспешила ругать сына не только из-за того, что ребенок был без понятия о том, что семечки брать нельзя, но в большей степени из-за другого.

Случилось противоречие: сначала ребенку можно было целых десять минут кушать семечки, а потом оказалось, что этого делать было нельзя. Так, где же истина: плохо это или хорошо? Семечки кушать можно или таки нельзя?

У ребенка формируется противоречивый опыт: на деле есть семечки – это хорошо, потому что мама спокойно разговаривает по телефону, и все на своих местах, все в порядке. А на словах – семечки есть нельзя, потому что мама начинает ругать и бить по рукам.

Со стороны мамы проблема заключается в том, что ее внимание по отношению к ребенку весьма эпизодично: тут видим, тут не видим, тут копаем, а тут пусть будет, как есть.

Выход 2. Выполнение правил поведения необходимо контролировать без перерывов.

Очень важно, чтобы внимание родителей и присмотр за ребенком происходил в той или иной степени непрерывно. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Те родители, которые помнят об этом, поступают следующим образом: одним глазом присматривают за ребенком, и параллельно могут заниматься своими делами – говорить по телефону или даже читать газету.

Важно хотя бы через минуту-две проводить мониторинг состояния своего ребенка – не для того, чтобы опекать его, стоять над душой или постоянно одергивать. Скорее для того, чтобы проверить, все ли в порядке и дать подсказку, если малыш потерялся в ситуации, как мы видим в случае с семечками.

Если ситуация знакома для ребенка и Вы уверены, что ребенок знает, как себя вести, то присмотр может быть более прерывистым, например, раз в 5-10-15 минут (это зависит и от возраста ребенка). Если ситуация новая, и ребенок может поэкспериментировать в ней и «выдать» что-то неприемлемое, тогда от Вас потребуется более пристальный контроль – каждые несколько минут, а то и непрерывно. Такое распределение внимания позволит Вам избежать крика, и Вам не надо будет ругать ребенка, чтобы резко прекратить его действия.

Очень часто происходит так, что родители, которые все-таки обозначают правила, потом за этими правилами не следят. Они говорят – ребенок знает, как себя вести в этой ситуации, знает, что семечки брать в рот нельзя, что в магазине нельзя баловаться или что одежду надо складывать в шкаф. Однако на деле родители часто игнорируют не только самые первые сигналы, когда ребенок забыл или упустил правило из виду, но и даже кричащие повторы! После этого, конечно же, приходится ругать ребенка за непослушание. Но сначала можно попробовать предупредить его.

В таких случаях взрослые скорее злятся и обижаются, считая, что ребенок действует на зло. Хотя вместо этого достаточно просто обратить внимание на поведение ребенка и на ранних стадиях напомнить ему, как себя вести можно и как нельзя.

Ведь, если вдуматься, у ребенка было целых десять минут, для того чтобы заниматься тем, чем он не должен. Он не получил обратной связи, запрета или инструкции ни через минуту, ни через две, ни через пять…

Итак, что полезно делать в этой ситуации: как только мама заметила первую семечку в руке ребенка – ей надо было просто напомнить ему о правиле, сказав, что этого делать нельзя и добавив, что же делать можно.

Таким образом, не спешите ругать ребенка, сначала такой вариант поведения:

  • желательно организовать относительно непрерывный присмотр за ребенком (более тщательный в сложных ситуациях, менее тщательный в знакомых или домашних ситуациях);
  • обозначить правила поведения заранее, перед прогулкой, если это возможно;
  • если это невозможно, проинструктировать ребенка, как себя вести, сразу же, как только заметили, что он ведет себя недопустимо;
  • ну, и конечно же, эмоции. Не стоит забывать, что спокойный и убедительный тон всегда полезнее, чем крик и физическое наказание.

    Оригинальная статья "Не спешите ругать ребенка! Сначала попробуйте это..."  находится на сайте psycomfort.com.ua


Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему нельзя себя ругать?
  • Себя ненавидеть и ругать нельзя!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • Стоит ли ребенка ругать за оценки?
  • Как правильно "ругать" ребенка?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кнут и пряник. Как хвалить и ругать ребенка?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Ребенок не слушается? Попробуйте поменьше его ругать!
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • вы уверены, что вы - мама этого ребенка?
  • Хвалить нельзя ругать
  • Хвалить нельзя ругать
  • Ругать нельзя избаловать?
  • "Нельзя" бывают разными, или запреты в жизни ребенка.
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Почему нельзя оставлять ребенка, когда он плачет!
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Расставляем запятые: Ругать нельзя нахваливать.
  • Запреты или как сказать «нельзя», чтобы ребенок услышал.
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь