|
Архетипы сказок в женской психологииАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
О красоте природы Севера, о ее удивительной мифологии можно говорить бесконечно, упиваясь ее сюжетами, витиеватыми узорами, похожими на узор мороза на стекле... Снова в памяти проносится воспоминание детства, когда я открыла для себя "Карельские народные сказки". Почему обратилась сейчас именно к ним? Работая с многочисленными девушками от 18 до 45 лет, желающими обрести простое женское счастье, чтобы рядом был добрый, понимающий, нежный, а главное, крепко любящий тебя мужчина, мы анализируем много жизненных ситуаций, рассматриваем варианты жизненных сценариев. Кажется, что все, что происходит в нашей жизни, приходит к нам из глубины веков, из седой старины: и модели поведения, и личностные качества, и пороки. мешающие нам строить гармоничные отношения с миром, с обществом, с самой собой, и разнообразные аспекты жизни. Очень часто в сказках фигурирует образ карельской ведьмы Сювятар или Суветар(Suvetar). По другим источникам - Сюоятар, коварной, злющей, разрушающей все и вся на своем пути. такой колоритный и по-своему притягательный образ. Говоря об аспектах принятия в себе нашего темного начала, он особенно задает темп и ритм проработки наших старых ран. Честно говоря, сколько читала эти сказки с раннего детства, столько во мне нарождалось глубочайшее противоречие между "так этой злючке и надо" и "а все-таки жалко ее, одинокая ведь...". В большинстве сказок Сювятар предстает и обольстительницей, и страшной, косматой старухой, и вообще способна принимать любой облик. Другой персонаж карельских сказок Тухкимус- настолько необычный, что необходимо рассмотреть его подробнее. С одной стороны, в одноименной карельской сказке это девушка со всеми наилучшими качествами (красивая, умная, добрая, трудолюбивая, проходящая множества различных нелегких испытаний на милосердие и сострадание. А с другой стороны, в других вариантах сказки Тухкимус предстает в образе молодого человека, также демонстрирующего свои выдающиеся личностные качества, а также человеческие, душевные ресурсы. Это как Анима и Анимус, согласно концепции К.Г.Юнга, anima и animus - это женское начало в мужчине и мужское начало в женщине. Если посмотреть на Тухкимус с юнгианской позиции, то можно как раз и определить, что в "женских" сказках проявляются не только мягкосердечность, милосердие, доброта, искренность, но и принципиальность, целеустремленность, рациональность. Для женской половины населения "Тухкимус" своего рода вариант Золушки. Злые сестры прячут ее за печкой, заставляют много работать, девушка, тем не менее, нрава доброго, готова помогать каждому и в итоге выходит замуж за королевича. Волшебные ведьмовские силы в ней Сювятар, казалось бы, отсутствуют, но с другой стороны, если немного абстрагироваться, можно заметить, что Тухкимус владеет колдовством не хуже печально известной героини сказок. Единственным отличием ее является гармонизация всех ресурсов - и общечеловеческих. и женских, и ведьмовских. Так. она бескорыстно оказывает помощь, за что а дар получает Силу (или волшебную палочку, как кому больше нравится). И мало того, что получает, но и умело пользуется, рационально,по-мужски "дозированно". Вот и объединяется в Эго девушки все необходимые субличности, достигающие равновесия. (По аналогии с "мужским" вариантом сказки, в которой пройдя огромное количество испытаний, сражений, Тухкимус не растерял свои душевные качества, спасает королевну и благополучно строит с ней семью). Таким образом, формула женского счастья заключается не только в принятии в себе всех компонентов личности, но и грамотном, ответственном и бережном обращении с ними, с нашими субличностями, важно, чтобы ведьма не превращалась в эпилептоидный тип личности со всеми дестабилизирующими ее последствиями, а разумно и взвешенно пользовалась дарами Психеи, укрепляясь в своей вере и не теряя человеческие моральные ценности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|