|
Веселый доклад: "История психосоматики для коллег и просто любознательных.... :-)"Автор статьи: Белорусов Сергей Анатольевич
"Выступить сегодня меня попросила администрация нашей поликлиники. Основной тезис состоит в том, что следует больше пациентов, обращающихся к вам, специалистам общей практики, направлять к психотерапевту. Вот собственно и все. Спасибо. ...... Постойте, куда же вы уходите? Вы забыли спросить - зачем и почему, собственно? Вот об этом мы немножко и поговорим сегодня. А именно о том, что тело и душа теснее связаны друг с другом, чем нам обычно представляется при рутинном осмотре пациента. Так что начнем большого и вечного вопроса - что есть человек? А человек есть жидкость, друзья мои, именно она определяет его структуру. Из нее, родимой, мы состоим на 80%. В первой книге Библии она собственно и есть тот самый "прах земной", а в 16 суре Корана есть выражение "Мы сотворили человека из капли смеси влаги." И ее свойства определяют наше как страдание, так и благополучие. И, значит, меняя ее состав, мы можем благотворно способствовать выздоровлению наших пациентов. Может быть именно поэтому первым Евангельским чудом было превращение воды в вино, как символическое указание на то, что мы можем становиться другими... Соприкоснемся с историей... Подтверждения этому тезису отстоят друг от друга на 25 веков. Первый принадлежит Гиппократу, обосновавшему что тип жизнедеятельности личности определяется преобладанием в его теле одной из четырех жидких субстанций - санвы, флегмы, холе (желчь) и мелайна холе (черная желчь). Некоторые до сих пор идентифицируют собеседников флегматиками или меланхоликами. Второй это фраза из записной книжки Андрея Платонова "Выпей водки - сразу всё мировоззрение изменится!" Все сходится! Из этих двух тезисов вывод, который мы конечно знаем, но не часто применяем, увы: "Через душу мы можем влиять на тело и через тело - на душу". Вот почему нам надо работать в тандеме. Убедил? Не совсем? В «Каноне врачебной науки» (XI в) Абу Али Ибн Сина описал патологию "любовного расстройства: ввалившиеся глаза, непрерывно двигающиеся веки, прерывистое дыхание, бессонница, нарастающая худоба, неровный пульс и чередование возбуждения с угнетенностью". Сохранилась легенда о том, как хиреющего от неизвестной немощи принца, целитель взял за руку и по ускорению пульса, дошедшего до пароксизмальной тахикардии, в процессе того, как он перечислял кварталы Багдада и женские имена, была обнаружена страсть чрезмерно робкого воздыхателя. Это было успешно вылечено через немедленное сватовство. Колеги, за мной! Еще две цитаты, это маленькая загадка, я предлагаю вам просто датировать их с точностью, ну, примерно, до века. Итак: Ага, ну, примерно правильно, но разброс дат шире: Итак, стартовав с античности, через Средние века, мимолетом соприкоснувшись с Возрождением, мы прибываем к концу 19го века, когда оригинальный и, несомненно, сделавший вклад в реалии нашей нынешней цивилизации венский мыслитель д-р Фрейд попытался обосновать, что: - Диспепсия - символизирует неудовлетворенную потребность в интимной близости с любимым и желание его, конечно же, ее - беременности... Это спорно, но поэтично... Может быть, вы об этой возможности вспомните, осматривая ваших пациентов, а мы поспешим вперед - в наши дни. Когда к психо-соматическим болезням доказанно относятся: А что же другие телесные болезни? Скажите, из вашей практики, им сопутствуют такие психические реакции, как: Но это среди наших пациентов. А как дела с окружающим нас населением вообще? И с нами лично?. Оказывается, что тревожные реакции доходящие до степени ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ хоть раз в жизни испытало 22% популяции. Практически, каждый четвертый из нас, стало быть, как минимум трое из нас, присутствующих здесь. Признавайтесь, кто из нас? Ну, ладно, я первый... Почему же мы не всегда распознаем то, что пациент нуждается в психотерапевтической помощи? А здесь призовем на помощь статистику. Речь пойдет о человеке, жалующемся на боли за грудиной, привычно, правда? Помимо феномена нашего, обусловленного нехваткой времени, "клинического всестороннего недоосматривания" больного, существует еще одно явление, тут вспоминаем случай Авиценны. А именно, нежелание, сопротивление пациента высказать "на терапевтическом конвейере" все свои печали. И к этому, случай прошлой недели: К психотерапевту кардиологом направлен пациент Н.К., 38 лет, преуспевающий предприниматель, да-да, в наше нелегкое время с бизнесом у него все хорошо. И со здоровьем тоже. Было, но... Сегодня утром он, проснувшись обнаружил, что ему резко не хватает воздуха при глубоком вдохе, учащенно бьется сердце и что то потягивает в груди слева. После пройденных обследованиях патологии не выявленная. Назначение кардиологом ex juvantibus 0.5 феназепама сублингвально немедленно нормализовало состояние. На психотерапевтическом приеме он мрачен, отвечает нехотя, односложно, стремясь всячески подчеркнуть, что у него ничего не произошло, никаких таких стрессов. А ведь еще два часа назад у него не было жалобы на стрессы, переживания, горести... Вот оно как, коллеги. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|