Снегурочка: вырастить и уберечь

Автор статьи: Наталья Олифирович

Спецпроект interfax.by "Сказочная психология с Натальей Олифирович". Выпуск 6. "Снегурочка"
03.01.2018 | Автор: interfax.by

 



Снегурочка вырастить и уберечьСнегурочка, девочка из снега, появилась у бездетных Ивана и Марьи, когда они уже и не надеялись стать родителями. Они надышаться не могли на дочку, но все равно не уберегли от смертоносного для нее тепла. Почему Снегурочка растаяла и был ли у нее шанс на долгую и счастливую жизнь в мире людей? Как родители могут понять, что у них растет "Снегурочка"? Как правильно заботиться о ее психологическом благополучии и безопасности? На вопросы обозревателя портала www.interfax.by ответила семейный психолог, кандидат психологических наук Наталья Олифирович.

– Наталья, сказка "Снегурочка" начинается с того, что немолодые бездетные супруги лепят из снега девочку, которая чудесным образом оживает. Какова психологическая интерпретация этой ситуации?

– У сказки "Снегурочка" много версий, а идея везде одна: девочка не является плотью и кровью своих родителей. Она создана из какого-то чуждого им материала. Родители Снегурочки, Иван и Марья, не смогли зачать ребенка естественным путем. Они уже немолоды и скорее готовы выполнять функции дедушки и бабушки. Пыл любви, страсти молодости у супругов уже в прошлом, на смену им пришла теплая, спокойная привязанность. В свете современных тенденций в Иване и Марье можно увидеть возрастных родителей, которые прибегли к процедуре ЭКО, услугам суррогатной матери или воспитывают усыновленного ребенка. Либо это бабушка и дедушка, которые растили девочку, потому что, например, ее мать и отец много работали.

– В сказке Снегурочка растет не по дням, а по часам, превращается в прекрасную девушку – и во цвете лет погибает. Почему? Кто несет ответственность за смерть героини?

– Причины гибели Снегурочки в разных сказках разные. В классической версии она прыгает через костер и превращается в облачко пара. В другом варианте сказки героиню убивают и закапывают в землю подружки.

В пьесе Александра Островского Снегурочка умирает от любви, и этот мотив кажется мне наиболее интересным. Жизнь Снегурочки обрывается, потому что "бабушка и дедушка", т.е. пожилые родители, хотя и любят ее всем сердцем, и заботятся изо всех сил, не могут научить ее правилам безопасной любви между мужчиной и женщиной. Любовь родителей более страстная, более требовательная, у них больше энергии, которой они могут подзарядить ребенка. Бабушке и дедушке это, увы, не под силу. Снегурочка понятия не имеет, как быть в отношениях с противоположным полом. Сгубившее героиню пламя – символ того, что она перестала существовать как личность. Интересно, что погибает и Мизгирь – тонет в воде, которой стала Снегурочка. В пьесе Островского мы видим очень созависимую пару – мужчина и женщина слились, превратились друг в друга и потеряли свою идентичность.

В реальной жизни "Снегурочка" очень часто не чувствует опасности и влюбляется в неподходящих мужчин, которые опаляют ее страстью, калечат душу. После этого "Снегурочка" в символическом плане умирает. Известно много историй, когда девочка росла, не зная, что такое любовь, секс, а в 15-16 лет страстно влюбилась, забеременела, родила ребенка или сделала аборт – и все от нее отвернулись. И "Снегурочка" просто растоптана, в ее душе огромная дыра, она уже не живет, а существует. Оказавшись в такой ситуации, "Снегурочка" может свести счеты с жизнью. Любопытно, что у Островского героиня демонстрирует суицидальное поведение. Так, Снегурочка знает, что ей нельзя жить там, где светит солнце, и тем не менее упрямо стремится туда.

– Наталья, Вы хотите сказать, что реальные "Снегурочки" распознают опасных мужчин и все равно устремляются к ним? Как объяснить это с точки зрения психологии?

– Причина в душевной травматизации. Если родители не могли нормально заботиться о дочке – из-за загруженности работой, алкоголизма или по другим причинам, – она какой-то период времени страдала и успела "подморозиться", прежде чем попала к бабушке и дедушке. Когда то, что заморожено, оттаивает – а случается это в ответ на чью-то любовь, – девушка бросается в страсть как в некоторый суицидальный проект. "Снегурочка" готова отказаться от своего "Я", от своей идентичности. И если окружающие предупреждают об опасности (например, говорят: "Он наркоман, не стоит с ним встречаться"), она отвечает: "Я только с ним чувствую себя живой" – идет в эти отношения, заражается гепатитом С и потом всю жизнь лечится… Или погружается в отношения безудержного секса с последствиями – беременностью и возможным абортом. Так случилось с героиней фильма "Стиляги" Полиной. Ее сердце растопил чернокожий мужчина, от которого она родила ребенка. В Советском Союзе это крайне осуждалось, поэтому героиня сломалась – стала агрессивной, не проявляла ни любви, ни тепла.

– Как уберечь "Снегурочку" от страсти, которая может закончиться для нее трагически? Что делать, если она уже вступила в опасные отношения?

– Прежде всего важно, чтобы дети появлялись на свет по любви и чтобы у родителей были силы, энергия и возможности растить их так, как должно. Все-таки у людей есть ограничения, связанные с возрастом, и пожилые родители при всем желании не могут дать детям столько, сколько молодые. Важно учитывать и психологический возраст. Кто-то стар душой уже в 30 лет, а кто и в 50 еще полон сил, энергии и готов давать любовь и тепло многим детям.

Когда мы встречаем "Снегурочку", которая уже начала таять, наша задача – помочь ей осознать, что с ней происходит, почему ей так нужны эти отношения, оговорить последствия. Увы, наши усилия могут и не принести реальную пользу "Снегурочке". Потому что если замороженная любовь (например, к родителям) стремительно размораживается, она просто сметает берега и фигурально убивает человека. В этой ситуации действенную помощь могут оказать специалисты по подростковой психологии.

– В сказке подруги Снегурочки уже вовсю общаются с парнями, а у нее нет "милого друга". Это наверняка не случайно…

– У Снегурочки задержка психосексуального развития. Ее сверстницы ходят на свидания, уже успели познать любовь и страсть, а она остается совершенно неопытной. Поэтому лавина страсти может накрыть "Снегурочку" совершенно неожиданно. Например, жила-была замороженная девочка, прилежно училась, на мальчиков не смотрела, а в 11-м классе у нее снесло крышу от любви. Девочка днями пропадает невесть где, до нее невозможно дозвониться, она забыла о том, что надо готовиться к поступлению в университет... Такие истории случаются часто.

– Какие рекомендации Вы даете родителям, которые воспитывают "Снегурочку"? В силах ли мать и отец "разморозить" своего ребенка?

– Если у вас в семье растет "Снегурочка", попытайтесь разобраться, где был нарушен поток любви от вас, родителей, к дочери. "Размораживайте" ее телесными прикосновениями, объятиями, разговорами, заботой, поддержкой. Позаботьтесь о том, чтобы "Снегурочка" получила опыт теплых отношений, и тогда вероятность того, что ее первый мужчина поломает ей жизнь, уменьшится.

Если "Снегурочка" уже обожглась и перешла в состояние снега, помогите ей переработать полученный горький опыт. Побудите ее "перерассказать" случившуюся историю. Пусть "Снегурочка" разберется, почему ее с головой накрыла страсть, что значили для нее отношения, причинившие столько боли и страданий. Это необходимо для того, чтобы она, несмотря на первый неудачный опыт, отважилась строить отношения с другими мужчинами.

Со "Снегурочкой", которая превратилась в лужицу, сложнее. Она расплылась, совсем себя потеряла. С "жидкостью" невозможно взаимодействовать, надо придавать ей какую-то структуру. В этом помогут некие значимые для "Снегурочки" отношения – с людьми, которых она любит, ценит, доверяет.

Самая тяжелая и длительная работа – с парообразной "Снегурочкой", которая как будто рассеялась, полностью утратила свое "Я", сошла с ума от любви. В жизни такие девушки иногда попадают с бредом и галлюцинациями в психиатрические больницы, начинают употреблять наркотики, глушат свое горе алкоголем.

– "Снегурочку" наверняка может полюбить добрый и заботливый мужчина. Какая вероятность того, что он сможет растопить душевный и сексуальный "лед" своей избранницы?

– "Снегурочка" – это холодная, "мертвая" женщина, женщина-рыба, у которой заморожена идентичность, способность любить, сексуальность. Мужчины влюбляются в "Снегурочек" как в недоступные объекты, но спустя время разочаровываются и оставляют попытки разморозить их. Упорство может проявлять мужчина, которого воспитывала мама-"Снегурочка". Если он очень теплый и нуждается в любви, то будет долго и старательно пытаться достучаться до сердца любимой "Снегурочки". Возможно, ему это удастся, возможно, нет – у таких историй бывают разные концы. В любом случае мужчина должен знать: если он влюбился в "Снегурочку", это может быть чревато для них обоих. Но любовь или случается, или нет – поэтому все уговоры и разговоры бесполезны.

– В сказке у Снегурочки нет близких друзей, она как будто сторонится других людей, скрывается от них на берегу ручья... В чем причина нелюдимости героини?

– Снегурочка, будучи высокоэффективным шизоидом, не понимает, как взаимодействовать с другими людьми, не доверяет им. У нормального ребенка есть братья, сестры, сверстники из детского сада и школы, а Снегурочка появилась ниоткуда. У нее очень скудный опыт социальных отношений. Снегурочка чувствует, что социальное окружение, то есть тепло, для нее опасно, поэтому бежит в тенек или с неохотой выходит из дома. Ей приходится переступать через себя, чтобы пойти с подружками погулять в лес. В треугольнике "папа – мама – ребенок" ей вполне комфортно, она не ощущает внутренней потребности выходить за его границы.

Одно из посланий сказки, на мой взгляд, звучит так: "Не торопись покинуть родительский дом, если ты психологически не готова к отношениям". Второе послание – "Будь осторожна!". Отделение от родителей – это всегда риск, потому что отношения с мужчинами для женщины могут нести опасность. Особенно если она не знает никого, кроме отца, и поэтому не умеет выбирать достойных спутников жизни.

Для "Снегурочки" очень важно развивать социальные контакты, общаться с подружками, которые могут что-то подсказать, чему-то научить. Ведь далеко не все, что нужно для жизни, мы можем получить от родителей.

– Снегурочка – замечательная рукодельница, певунья. Окружающие восхищаются результатами ее творчества, но вот не заметно, чтобы эти занятия приносили удовольствие самой Снегурочке. Почему у нее нет дела по душе?

– Снегурочка показывает высокие результаты в общепринятых, социально одобряемых занятиях. Беда в том, что никто не интересуется у нее: "А чего ты сама хочешь?" Не нужно принуждать "Снегурочку" быть как все: например, вышивать, если она хочет писать компьютерные программы, или выходить замуж и рожать детей, если она уверена, что ее путь реализации – другой. Все люди очень разные, и для некоторых отношения – очень тяжелая ноша. Поэтому пусть "Снегурочка" идет своей дорогой, ищет свою нишу. Если она держится подальше от мужчин, уважайте ее выбор. Любовь может оказаться для "Снегурочки" губительной.

В одной из версий сказки подружки убивают Снегурочку, потому что, вероятно, завидуют ей. Это предостережение для родителей: если ваша дочка отличается от других детей, но при этом она красивая и успешная, есть риск того, что окружающие будут агрессивно настроены к ней. Приложите все усилия к тому, чтобы ваша "Снегурочка" не смотрела на других людей свысока, не была высокомерной. Когда она демонстрирует успехи в какой-то деятельности, хвалите ее: "Ты умница", но всегда подчеркивайте, что она эффективно себя проявила только сегодня: "Сегодня ты замечательно пела", "Сегодня ты нарисовала прекрасный рисунок". Не требуйте, чтобы она всегда была лучшей. Наоборот, говорите, что любите ее вне зависимости от того, как она учится в школе, каких результатов добивается в кружках и секциях.

– Сказка заканчивается тем, что безутешные родители Снегурочки много дней блуждают по лесу и зовут дочку. В чем психологический смысл данного эпизода, на Ваш взгляд?

– Для меня Иван и Марья олицетворяют людей, которые не могут смириться со своей бездетностью, чувствуют себя неполноценными из-за того, что у них нет детей. Они используют последние достижения медицины, чтобы стать отцом и матерью, но, увы, их родительское счастье длится недолго. Например, все попытки ЭКО заканчиваются неудачно, или рождается ребенок с физическими или умственными ограничениями. Одним словом, если что-то не происходит естественным путем, люди имеют право просить, надеяться и молиться, но могут получить очень краткосрочное счастье.

Еще один смысловой пласт – родители должны отпустить дочь, которая выросла, полюбила мужчину и ушла из их дома. Пусть мать и отец оплачут свою потерю, примут тот факт, что дочь уже не маленькая девочка и вольна сама выбирать свой путь. А задача родителей – повернуться лицом друг к другу, вспомнить о том, что они пара, и своим примером показать, что и в юности, и в старости между мужчиной и женщиной могут быть теплые, хорошие, не испепеляющие, а просто поддерживающие друг друга отношения.

 

Беседовала Ирина Барейко

https://www.interfax.by/article/1235669



Просмотров: 650
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как тренируется любовь или о "врагах", как лучшем "тренажёре" любви
  • "Эти не простые отношения"...Из цикла "Истории любви".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь