Невнимательность у ребенка с неврологической симптоматикой – что лежит в основе?

Автор статьи:

Все чаще в моей практике встречаются детки с неврологической симптоматикой. Я не врач, поэтому не буду в этой статье вдаваться в медицинские подробности. Основные причины обращения родителей с такими детьми к психологу – это трудности поведения и недостаточная успеваемость в школе. Давайте попробуем здесь разобраться именно в психологических особенностях такого школьника.

Обращаясь на прием к доктору, родители всегда надеются на то, что необходимое и правильное лечение поможет им в раз решить все проблемы. И когда этого не происходит, то появляется множество вопросов, сомнений разочарований. А происходит это оттого, что заболевания нервной системы характеризуются определенными свойствами, что сказывается на повседневной жизни ребенка. И помощи таким ребятам заключается не только в том, как подобрать грамотное лечение, но и как организовать их деятельность и тем самым повысить их успешность. И сделать это не так уж и трудно, если знать эти самые особенности, с которыми мы и попробуем разобраться. Но давайте тогда по порядку.

Одной из самых распространенных жалоб специалисту является невнимательность. Родители сетуют, что их чаду трудно сосредоточиться на нужных вещах, он часто упускает главное, не может долго и сосредоточенно выполнять то или иное задание. И, казалось бы, это является основанием для проведения активных занятий, направленных на развитие внимания. Однако, так ли это необходимо. Давайте разберемся, что же такое внимание?

Концентрация и устойчивость внимания.

Я не буду сейчас вдаваться в нейрофизиологию, а попробую представить это обычными словами. Каждый день, благодаря анализаторам мы получаем огромное количество информации из окружающего мира. Переработать одномоментно все наш мозг просто физически не успевает. Поэтому воспринимаем информацию мы избирательно. Из всего множества стимулов выбираются те, которые наиболее актуальны на данный момент. Если мы возьмем дошкольника, то его внимание будет приковано к ярким, интересным и красочным предметам и картинкам. Именно поэтому дошкольные педагоги в своей работе использую огромное количество наглядного материала.  С возрастом ребенок делает очень неприятное для него открытие. Оказывается, не все что так хочется, можно взять или сделать. И здесь вступают в силу вначале внешние регуляторы взрослых, которые устанавливают для ребенка определенные рамки поведения. Ребенок узнает, что есть слово «нельзя», что в ответ на просьбу можно получить отказ. Позднее ребенок усваивает социальные нормы и правила и учится регулировать свое поведение самостоятельно. В головном мозге пусть еще и не совсем слаженно начинают работу возбуждение и торможение. Нередко можно услышать из уст мамы «Перевозбудился!». Это значит, что за короткий промежуток времени малыш получил слишком много стимулов, а процесс торможения еще не отрегулирован. И самостоятельно погасить такое изобилие сигналов малыш просто не в состоянии. Здесь ему необходима помощь родителей. Позднее ребенок учится переключать свое внимание, концентрировать, другими словами гасить ненужное возбуждение и переключаться на другой объект.  Во время занятий, как в детском саде, так и в школе ребенок все время стоит перед непростым для него выбором делать то, что ему не нравится и отказаться от того, что просто приковывает его взгляд. И на этот процесс на самом деле тратится очень много энергии. Разница здесь в том, что в детском саду внимание дошколят удерживают за счет интересной подачи материала. В школе же внимание удерживается чаще не интересом, а волевыми усилиями школьника. Нужно отметить, что для детей с неврологической симптоматикой характерны высокая утомляемость и истощаемость нервной системы. Так как волевые усилия предполагают достаточно большие затраты энергии, школьнику порой просто не хватает сил удержать в поле зрения действие от начала до конца. Для такого ребенка необходимо дробить сложную деятельность на более простые части. Целесообразно замерить, сколько минут ребенок способен качественно выполнять задания, и после какого момента наступает утомляемость? А также, какой по продолжительности нужен отдых, чтобы восстановить силы для решения следующих задач? Нужно ли перед выполнением задания дать ему время для того чтобы настроиться? У детей нередко можно наблюдать так называемые «ритуальные действия» помогающие настроиться на работу: расписать ручки, переложить тетради, почиркать ручкой на черновике,  полистать учебник, и т.д. У меня была девочка, которой было важно, чтобы на столе лежало не менее 3-4 ручек. И в процессе выполнения домашних уроков, она могла менять их по нескольку раз. После выполнения трудных заданий, очевидно, что отдых может понадобиться более долгий, чем после легких. Для отдыха, скорее всего, нужно будет подобрать деятельность, по своему содержанию отличной от предыдущей. Не рекомендуется поощрять в это время просмотр телевизора и компьютерные игры, так как мы имеем дело опять же с изобилием информации, что в свою очередь еще больше перегружает нервную систему. 

Объем, переключение и распределение внимания.

С этими свойствами внимания связаны практически все действия. Для наглядности давайте представим обычную ситуацию в жизни первоклассника. Хотя сейчас в большинстве случаев это актуально и для дошколят. В наше время дети очень рано учатся читать и добиваются при этом немалых успехов. Но часто на начальном этапе мы сталкиваемся с распространенной проблемой. Ребенок достаточно легко и быстро прочитал слово или даже коротенькое предложение. Но в ответ на просьбу повторить, что же он только что произнес, малыш молчит. Такие моменты у многих родителей могут вызывать недоумение, и даже раздражение. Для нас взрослых – это вполне посильная задача. Мы можем прочитать текст и тут же вкратце пересказать главную мысль. Но ребенку еще предстоит этому научиться. Дело в том, что за усвоение букв, чтение и понимание текста в головном мозге отвечают разные центры. И должно пройти время, чтобы между этими мозговыми зонами сформировались прочные связи. За короткий период времени (процесс чтения) ребенку необходимо распределить внимание сразу на несколько видов деятельности: узнать букву, слить слоги, слоги составить в слова, услышать прочитанное, понять смысл и передать его доступным способом. Каждая из этих задач по отдельности может достаточно легко даваться малышу, но при их соединении нагрузка увеличивается во много раз. Объем и распределение внимания позволяют удерживать в поле зрения сразу несколько задач. При этом качество их выполнения не должно пострадать. Переключение внимания обеспечивает беспрепятственное чередование нескольких дел сразу. Ребенок читает вопрос и ему нужно будет сразу переключиться на обдумывание ответа и передачу своих мыслей через слова. Да так, чтобы собеседник его понял. При списывании школьнику необходимо прочитать слово, затем переписать его и перевести внимание обратно в учебник на то место, где он остановился.  А если при списывании нужно одновременно вставить нужные буквы, то придется еще и вспоминать орфографические правила. Как видите, начинающему школьнику приходится  интенсивно усваивать достаточно большой объем информации за короткий период времени. Для ребенка с высокой истощаемостью и быстрой утомляемостью такая работа может даваться с большим трудом. Поэтому, целесообразно на начальном этапе нагрузку делить и четко формировать круг задач. Если мы учим его пересказывать, то будет лучше, если текст прочитает взрослый. Если цель на данный момент – научить правильно писать буквы, то максимально облегчается задача чтения текста. Если мы хотим ребенка научить грамотному списыванию, то не стоит сразу ожидать при этом каллиграфический почерк. Когда мы учились писать с одной из моих маленьких клиенток, то необходимо было многократно прописывать строки букв. Удовольствия от такого занятия, согласитесь, мало. Интерес падает, как следствие снижается и мотивация. Поднять интерес помогли обычные цветные ручки. В черновике можно было написать одну букву красную, другую – синюю, а третью оранжевую. И когда буквы стали получаться, то после отдыха без особых усилий мы прописывали уже строчку в чистовике как положено. Когда нужно выучить определенные правила орфографии, то можно заготовить заранее написанный текст, чтобы ребенку не нужно было расходовать силы на процесс письма. То есть, любое сложное задание мы дробим на цепочку отдельных задач. Тогда легче «высветить» для школьника определенную цель. Детям с неврологической симптоматикой трудно переключать внимание с одного объекта на другой. На само переключение уже затрачивается энергия. При попытке сохранить в поле зрения сразу несколько задач, непременно будет страдать качество их выполнение. Значит взрослый должен помочь ему в момент выполнения отделить важные задачи от второстепенных. Распределить внимание сразу на все школьнику с неврологическими нарушениями порой просто не по силам. И тогда непременно возникает потребность в отдыхе, и, конечно же школьник станет переключаться на более привлекательную для него деятельность.

Самоорганизация.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются родители ученика младших классов, это неспособность выполнять задания самостоятельно. Такой ребенок, как правило, легко отвлекается, переключается на более интересное занятие и совсем забывает про выполнение домашних заданий. Либо в ходе выполнения даже небольшие затруднения вызывают стойкий протест и нежелание выслушать объяснение. Причины здесь могут быть совершенно разные. Это и неуверенность в своих силах, и боязнь совершить ошибки, переутомление и истощение нервной системы. Однако, причиной может также являться и неумение планировать свою деятельность. Дети с неврологической симптоматикой гораздо легче и увереннее себя чувствуют, когда ситуация для них четко определена. Когда они четко знают порядок выполнения действий. Если мы «развернем» любую деятельность, то увидим, что она состоит из четко выстроенных отдельных действий. Сама деятельность может быть очень сложной. Но зная четкую последовательность шагов - ее алгоритм, мы можем уверенно продвигаться к результату. И даже если возникает трудность, то мы без труда сможем определить ту часть, которая ее вызвала. Для того чтобы решить самую простую задачу, дети выполняют массу действий. Вначале нужно прочитать текст. Так как задача – это в первую очередь маленькая история, то ей свойственны три логические части: что-то было в начале, что-то произошло и что-то в итоге получилось. Для решения задачи, школьнику нужно в первую очередь понять сюжет текста, его логический смысл. Затем нужно вычленить известные и неизвестные части. Именно с этой целью учеников учат записывать короткое условие задачи. И лишь после этого предстоит определить тип самой задачи, а следовательно и порядок математических действий. Уже за первые два класса школьники знакомятся с множеством различных типов задач: на нахождение суммы, на нахождение неизвестного слагаемого, на нахождение уменьшаемого и вычитаемого. И у каждого типа есть свой способ решения. Как видите то, что кажется простым для нас взрослых, не так уж и легко на самом деле. Ребенку необходимо не только  уметь выполнять каждое «звено» из этой «цепочки», но и четко понимать последовательность этих действий. Если родителю приходится контролировать и направлять, значит, скорее всего, ребенок не можем самостоятельно выстроить четкую последовательность. И здесь полезно будет вместе с ним выстроить четкий алгоритм решения каждого типа задач, вместе продумать, как интереснее это сделать наглядным – составить своего рода «карточки–помогалочки». Универсального алгоритма как такового не существует и в каждом отдельном случае такие карточки разрабатываются индивидуально для каждого школьника с учетом его возможностей. В этой ситуации ребенок будет чувствовать себя более уверенным и спокойным. Как правило, в этом случае он наоборот захочет продемонстрировать взрослым самостоятельность, и собственные достижения и, конечно же получить похвалу.

Итак, школьник с неврологической симптоматикой вполне способен полностью усваивать объем школьной программы. Однако есть ряд особенностей, с которыми нужно считаться. Если ребенок отказывается выполнять домашние задание, систематически упускает из вида важные моменты, не может учить уроки самостоятельно без вашей помощи, то это звоночек. И скорее всего его это «не хочу» не является причиной, а как раз наоборот – следствием. Следствием того, что в какие-то моменты школьник испытывает трудности, которые не в состоянии преодолеть самостоятельно. И попытка заставить его сконцентрироваться, система наказаний или стремление пристыдить вряд ли окажутся результативными. Более того, такая модель воспитания может ухудшить его состояние. В данной статье перечислены лишь общие моменты, которые могут помочь решить трудности с обучением. Каждый конкретный случай требует индивидуального  подхода в помощи таким детям.



Просмотров: 48
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Если ребенок не может себя заставить
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Применение техники ВКД при реадаптации военнослужащих после выполнения специальных задач
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как оптимизировать процесс выполнения домашнего задания школьника?
  • Что нужно, чтобы ребенок вас услышал
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Особый ребенок. Чтобы эффективно помочь, необходимо вовремя заметить….
  • Сколько статей психологов необходимо прочитать, чтобы решить свой вопрос?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.
  • Сколько нужно, чтобы понять, что достаточно?!
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Сколько времени нужно, чтобы решить проблему?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Время жить 8...Чтобы получить энергию, ее нужно тратить!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь