Отлично помню свой детский невроз. Это было в начальной школе. Вместо спокойного ребенка, "хорошей девочки", отличницы на передний план моей личности вышли апатия, тревожность, закрытость, уныние и много всего сопутствующего. Только потом, в конце подросткового возраста, увлёкшись психологией (что, наверняка, было попыткой самостоятельно справиться с затянувшейся невротичностью) я узнала, что причиной был невроз, который спровоцировала стрессовая ситуация в семье.
Убедившись на личном и профессиональном опыте в важности своевременного выявления неврозов, уделю внимание данной теме =).
Неврозы довольно часто сопровождают нас в жизни - современный ритм, экология, загруженность информацией создают все необходимые условия. Однако опаснее всего неврозы для детей - для их неокрепшей психики это может стать серьезным испытанием.
Неврозы – психогенные заболевания, представляющие собой реакцию личности на психическую травму (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).
Причиной неврозов у детей могут быть как психотравмирующие события, так и особенности самого процесса взросление (особенно подростковый возраст), особенности воспитания и т.д.
В основе невроза лежит внутриличностный конфликт - противоречие между личностью и окружающей средой, действительностью. Например: конфликт между реальными возможностями и способностями ребенка и ожиданиями и желаниями родителей - стимуляция стремления к успеху в области, в который ребенок не может реализоваться соответственно их ожиданиям.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ
- гиперопека (лишает ребенка самостоятельности);
- неприятие, отторжение, дистанцирование родителя (лей) (зарождает чувство отверженности, одиночества, установка "не быть");
- авторитарный стиль воспитания (подчинение, а не понимание);
- вседозволенность (отсутствие понимания границ личности, отсутствие понимания и ценности помощи, непонимание норм и границ общества);
- отсутствие единой линии воспитания;
- конфликты в семье, сложное материальное положение и т.д.;
- изменения образа жизни, переезды;
- смена коллектива (школы, сада);
- изменения в семье (развод, рождение ребенка, приемный ребенок, отчим и т.д.)
ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ
1. На психологическом уровне:
- нарушение концентрации внимания;
- снижение памяти;
- частая смена настроения;
- раздражительность;
- повышенная ранимость;
- повышенная чувствительность, восприимчивость;
- склонность к меланхолии;
- повышенная возбудимость;
- появление фобий;
- изменение в поведении;
- появление новых черт характера;
- повышенная тревожность (страх перед неизвестным).
2. На уровне физиологии:
- головные боли, головокружения;
- нарушения сна;
- изменение аппетита;
- тахикардия и изменения АД;
- нарушения дыхания, потливость;
- мышечная слабость, повышенная утомляемость;
- судороги, нервные тики;
- расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»;
- невротические покашливания;
- боли в области сердца;
- острая реакция на громкие звуки и яркий свет и др.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ НЕВРОЗОВ
1. Истерический невроз - проявляется в частых истериках с рыданиями, могут сопровождаться потерями голоса, обмороками, рвотой и т.д.
2. Астенический невроз - сопровождается общей слабостью, быстрой утомляемостью, нарушениями сна.
3. Депрессивный невроз - выражается в стремлении к одиночеству, подавленным настроением, пессимистичностью. Может быть выражением протеста.
4. Невроз навязчивых состояний - тики, судороги, мышечные спазмы. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
5. Фобический невроз - различные страхи (темноты, одиночества, высоты и т.д.). Может проявляться приступами, сопровождаться тревогой и навязчивыми мыслями.
6. Ипохондрический невроз - выражается в чрезмерных опасениях и необоснованных страхах заболевания, заражения.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1. Следите за эмоциональным состоянием ребенка, старайтесь сформировать доверительные отношения - делитесь эмоциями и переживаниями.
2. Следите за тем, чтобы ребенок не перегружался.
3. Помогайте соблюдать режим дня.
4. Помните, что ВАШЕ эмоциональное состояние и ВАШИ проблемы отражаются на вашем ребенке - не пренебрегайте их решением и обращайтесь за помощью, при необходимости.
5. В случае возникновение проблем в семье - обратитесь к психологу.
6. В случае стрессовых ситуаций - обеспечьте ребенку (и себе) психологическую помощь.
7. Используйте в повседневности средства релаксации: хвойные ванны, аромалампу, гимнастику, успокоительные чаи и т.д.
Успехов!